Описание окружающей местности

 Изначально аэродром, который впоследствии был назван «Смирных» появился недалеко от посёлка Кэтон, где находилась угольная станция и пункт водоснабжения Восточно-Карафутской железнодорожной линии. Аэродром был построен Императорской армией Японии в 1940-х годах и назывался «Кэтон». Он имел бетонированную взлётно-посадочную полосу (ВПП) размерами 1200х100 метров, рулёжные дорожки из гравия и около 20 оборудованных самолётных стоянок. По оценкам советской разведки накануне боевых действий, на аэродроме можно было бы оперативно разместить от одного до двух советских авиационных полков по штатам военного времени (28-64 боевых самолёта). После освобождения острова Сахалин от японских войск, аэродром заняли советские войска, разместив на нём 528-й истребительный авиационный полк (ИАП). Летом 1966 года на аэродроме началась масштабная модернизация. Была построена новая бетонная ВПП, длинной 2000 метров, пересекающая старую, а позже её удлинили ещё на 500 метров. Для истребителей были выстроены арочные сборные железобетонные укрытия (ЖБУ) в обваловке с веерными выездами к новым рулёжным дорожкам из плит.

 В разные годы здесь базировались 132-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк в период (с 1945 по 1951, на самолётах Ту-2), 301-й истребительный авиационный полк (в 1972 году,  на самолётах Су-9). Но основным он стал с 1945 по 1994 год для 528-го истребительного авиационного Краснознамённого полка ПВО. Во время войны полк принимал участие в окончательном разгроме японской армии, прикрывая с воздуха наступающие войска в Сунгарийской и Манчжурской наступательных операциях, освобождении острова Сахалин и гряды Курильских островов, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 сентября 1945 года был награждён орденом Красного Знамени. В 1949 году 528-й ИАП из состава ВВС перешёл в состав 11-й отдельной армии ПВО и выполнял задачи противовоздушной обороны острова Сахалин и прилегающей морской зоны. В разное время на вооружении полка имелись следующие типы самолётов: Як-9, Як-3, Ла-7, МиГ-15, МиГ-17, Як-25, Як-28П и МиГ-23МЛА/МЛД. Также на аэродроме располагалась база радиоуправляемых мишеней Ла-17М для полигона «Залив Терпения», который использовался для проведения воздушных стрельб авиацией ПВО. 1 октября 1994 года 528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк на аэродроме Смирных был расформирован. При расформировании полка самолёты МиГ-23 перегонялись на аэродром Хурба (Комсомольск-на-Амуре), где была оборудована база хранения авиации ПВО. Два неподъёмных самолёта МиГ-23, один боевой и один учебно-боевой, были оставлены на аэродроме. Для поддержания жизнедеятельность аэродрома ещё некоторое время (примерно до 1998 года) работала авиационная комендатура, сформированная на остатках расформированного батальона аэродромного обеспечения. А потом и она была расформирована…

 В настоящее время аэродром Смирных – посадочная площадка гражданской авиации. Владелец посадочной площадки – Казённое предприятие Сахалинской области «Аэропорты Курильских островов». Площадка оборудована на старой взлётно-посадочной площадке заброшенного военного аэродрома. Никаких стоянок и площадок на лётном поле не оборудовано, воздушное судно находится на ВПП и там же обслуживается, при этом посадочная площадка закрывается для приёма других воздушных судов. Первый технический рейс был выполнен из Южно-Сахалинска в Смирных 19 декабря 2021 года. Так что, в настоящее время аэродром – действующий авиационный объект. Площадка огорожена и допуск туда ограничен. Однако на рулёжные дорожки и ко всем железобетонным укрытиям проход/проезд абсолютно свободен.

Железобетонные укрытия (ЖБУ) были разработаны в конце 60-х годов. Есть мнение, что толчком к строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмовыми и бомбовыми кассетами. Всего в 1968–1984 годах в СССР и странах Восточной Европы было построено почти четыре тысячи таких сооружений. Сначала такие укрытия получили авиаполки позиционного района ПВО Москвы и Ленинграда, а после всех доработок и отладки производственного процесса до идеала – аэродромы передового базирования Прибалтийского военного округа и Группы советских войск в Германии. После 1960 года каждый новый или проходящий реконструкцию военный аэродром должен был иметь несколько подобных капитальных укрытий. В конце 70-х были разработаны «быстровозводимые укрытия типа 2А/13» из сборных арок – арочные защитные укрытия (АЗУ). Ворота там были потоньше, зато раскрывались после размыкания замка сами собой, сокращая время выхода боевой машины из укрытия. Стройбаты наловчились строить такие ангары за две недели с одним краном и бульдозером по отлаженной технологии, которая с каждым годом упрощалась и следовала за развитием боевой авиации СССР, увеличением размеров самих самолётов, появлением у них двух двигателей и т.д.
 Что характерно – запуск двигателей самолёта осуществлялся внутри сооружения. Сзади арка перекрыта торцевой стеной с отверстием газохода. Газоход (газоходный канал) – «тоннель» с отдельными воротами, предназначенный для отвода газов из сопел самолёта в случае запуска его двигателей в арочном укрытии. С боков и сзади – между торцевой стеной и газоходным каналом, поворачивающим на 90°, к арке пристроены ниши вспомогательного назначения с входами снаружи. А поздние системы укрытий имели внутри топливные колонки систем централизованной заправки самолётов, кислородные станции или боекомплекты (один находился внутри ангара). Там хранились в специальных нишах два комплекта ПТБ (подвесные топливные баки) и средства наземного обслуживания. Как только НАТО начала разрабатывать операции «глубокого проникновения» диверсионно-разведывательных групп и тактических десантов – в ответ над арочными укрытиями появились сооружения, заранее предусмотренные проектами: караульные вышки, посты дежурных по эскадрильям и зоне рассредоточения авиаполка, наблюдательные пункты и сборные огневые точки с находящимся внутри арсеналом. За период строительства ЖБУ было спроектировано четыре типоразмера АЗУ. Связано это было с постепенным увеличением размеров самолётов, для которых они предназначались:

  • 2А11 – МиГ-21 или МиГ-23 в максимальной стреловидности;
  • 2А13 – Су-7/17, МиГ-23/27;
  • 2А16 – МиГ-25, МиГ-29; Як-25/27;
  • 2А19 – для самолётов последних поколений.

Использованы данные из источников: Заброшенный военный аэродром "Смирных"Арочное защитное укрытие для самолета 2А16

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться