Описание окружающей местности

На окраине современного подмосковного города Подольска, рядом с рекой Пахрой, располагается усадьба Плещеево.

Сегодня она известна далеко не каждому, да и не может похвастаться хорошим состоянием. Однако в прошлом это довольно известное место.

Здесь вдохновлялся на написание своих музыкальных произведений Чайковский, здесь композитор Клод Дебюсси влюбился в свою 15-летнюю ученицу. Это было взаимно, но закончилось печально.

Здесь хозяйничала Надежда фон Мекк - меценатка и вдова "железнодорожного короля" Карла фон Мекка, строителя железной дороги Москва-Коломна-Рязань.

Здесь мог бывать художник Айвазовский.

Широкоплечий основатель усадьбы.

Село под названием Плещеево известно с 14 века. В те годы им владел черниговский боярин Фёдор Бяконт, получивший эти земли за переход на службу к московским князьям. Бяконт так хорошо зарекомендовал себя в Кремле, что даже когда московские князья уезжали в Орду, наместником в Москве оставался именно он.

Плещей - прозвище Фёдора Бяконта, которое он получил за то, что был широк в плечах. От этого прозвища пошла и фамилия Плещеевы, и название усадьбы.

Дальнейшие владельцы. Любимый денщик Петра I, поэт-поклонник Екатерины II, друг Айвазовского и другие.

Как и многие подмосковные усадьбы, Плещеево ни раз меняло своих владельцев.

В 17 веке селом владел знаменитый род Морозовых (ещё им принадлежали Дубровицы, где была выстроена красивая и необычная церковь, ныне одна из визитных карточек Подольской земли. Ссылка на Дубровицы в конце этой статьи).

Затем Плещеево перешло к Василию Петровичу Поспелову (1699-1747) - любимому денщику Петра I и главному конюшему Анны Иоанновны. В его честь одно время село и усадьба назывались Плещеево-Поспелово.

В екатериниское время Плещеево числится за поэтом Александром Ивановичем Перепечиным (1745-1801), который прежде всего известен по нескольким одам в честь Екатерины II.

Затем (в начале 19 века) в Плещеево хозяйничали князья Черкасские, при которых в 1820-х годах архитектор Е.Д. Тюрин возводит каменный главный дом в классическом стиле и один этаж флигеля.

Второй этаж флигеля возвели уже при следующих владельцах - Лазаревых, выходцах из Армении. Этому богатому роду Плещеево принадлежало с 1831 по 1881 года.

В те годы в усадьбе выращивалось множество экзотических фруктов - персики, ананасы, лимоны, абрикосы. Лазаревы, основатели Лазаревского училища восточных языков, были к тому же большими друзьями художника Айвазовского, который написал портрет одного из их рано умерших детей. В переписке с Лазаревым упоминается и то, что Айвазовский бывал в Плещеево.

Кстати, один из предков Лазаревых привёз в Россию большой алмаз, который позже Орлов преподнесёт Екатерине II и окажется в царском скипетре.

Надежда фон Мекк и Пётр Ильич Чайковский. Никогда не виделись вживую, но очень дружили.

В 1882 году, уже после смерти мужа Карла Фёдоровича фон Мекка, усадьбу Плещеево приобрела его вдова Надежда Филаретовна фон Мекк (1831-1894).

Кроме меценатства, она известна тем, что ни разу не встречавшись с Петром Ильичом Чайковским вживую, в течение 12 лет каждый месяц отправляла ему деньги. Делалось это для того, чтобы композитор мог сосредоточиться только на музыке и не думал о заработках.

В 1884 году Надежда фон Мекк пригласила Петра Ильича приехать в Плещеево и прислала ему фотографии усадьбы. Композитор с радостью согласился. Сама семья фон Мекк в это время была в Москве и готовилась к отъезду на зиму в Вену.

Чайковскому, пробывшему в Плещеево месяц (сентябрь-октябрь), здесь очень понравилось. Он много раз потом вспоминал усадьбу и упоминал её в переписках.

Местные красоты вдохновляли композитора - тут Пётр Ильич закончил "Концертную фантазию для фортепиано с оркестром", написал музыку к нескольким романсам, фортепьянную пьесу и третью оркестровую сюиту, работал над симфонией "Манфред" и другими произведениями.

В 1894 году, после смерти Надежды фон Мекк, усадьба перешла к её дочери Юлии Карловне, а в 1908 году уже внук Надежды Филаретовны Владимир продал усадьбу Московскому акционерному обществу по производству цемента.

До сих пор посёлок, расположенный рядом с усадьбой, называется Посёлок Цемзавода, а рядом до сих располагается цементный завод, ныне называющийся АО "Подольск-Цемент".

Несчастная любовь композитора Клода Дебюсси.

В 1882 году в Плещеево жил будущий знаменитый французский композитор Клод Дебюсси (1862-1918). В те годы он только-только начал писать музыку, был домашним пианистом семьи фон Мекк и обучал музыке детей Надежды Филаретовны.

Однако пребывание Дебюсси в Плещеево было недолгим - он влюбился в одну из своих учениц, дочь хозяйки Софью фон Мекк, которой на тот момент было 15 лет. Симпатия была взаимной: когда гувернантка наябедничала Надежде Филаретовне про связь юной дочери с учителем, Дебюсси даже просил руки Софьи. Сама же Софья обещала уйти из жизни, если её любимый не будет с ней рядом.

Финал же у этой истории печальный: Клода с позором и скандалом выставили из Плещеево. Что интересно, спустя 30 лет бывшие любовники снова встретились - в 1913 году Дебюсси приехал в Россию дать несколько концертов, а Софья в те годы уже была давно замужем.

После революции.

После 1917 года усадьбу, как и большинство имений, национализировали и разграбили. Тут открылась детская трудовая колония, а позже - туберкулёзный диспансер. Тогда же, в 1920-е годы, усадебный дом надстроили вторым этажом. С 1930-х годов в бывшей усадьбе было общежитие посёлка цементного завода, а в годы ВОВ - женская школа снайперов.

В наши дни.

До недавнего времени усадебные постройки оставались жилыми. Не так давно их расселили, а в усадьбе появились планы создать музей Чайковского с культурно-туристическим центром, а также провести масштабную реставрацию.

Здесь должны появиться музыкальная гостиная (в главном доме), мини-отель и литературное кафе (во флигеле).

Однако на данный момент (апрель 2024 года)  никакие реставрационные работ не ведутся.

Усадебный дом и флигель обнесены забором с колючей проволокой и, похоже, законсервированы. Ещё я читал, что Подольский краеведческий музей иногда проводит в усадьбе Плещеево экскурсии.

Очень хочется верить, что место, помнящее стольких знаменитостей, всё же станет ещё одним музеем на Подольской и Подмосковной земле.

На обелисках в лучшие для усадьбы годы красовались чугунные львы.

После революции их перенесли в городской парк, впоследствии из которого они куда-то исчезли.

У обелисков отлично заметен культурный слой, а между ними - явно раскопанные остатки дороги, по которой в усадьбу въезжали хозяева и гости. Может именно по этим камням ходили Чайковский, Дебюсси или Айвазовский. Кто знает)

Рядом с усадьбой, на берегу Пахры, располагается приятный парк. Ещё он запоминается висячим мостиком через Пахру.

Идти по нему страшновато, мостик качается. Но очень увлекательно:)

Вот такое место есть на окраине Подольска.

Источник: dzen.ru›a/ZjEyshkUjnghpnOC

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться