Бискамжа [MV/34691]
Описание окружающей местности
ТАЙГА БЕЗ ТОПОРА НЕПРОХОДИМА
Трудно поверить, что пятьдесят лет назад здесь не было абсолютно ничего – ни электричества, ни домов, ни железной дороги, благодаря строительству которой и появилась Бискамжа. Только горы, тайга, трава, поднимавшаяся летом в человеческий рост и такой же – в рост человека – снег зимой. Еще в 1913 году специалисты франко-немецкого акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей на срок в 90 лет получили в концессию в Кузбассе так называемые «кабинетские земли», принадлежавшие царской семье и находившиеся в ведении «кабинета Его Величества». Было принято решение увеличить на этих землях добычу угля. В тайгу, поднимавшуюся между Алтаем и Кузбассом – там, где расположена ныне Бискамжа, были посланы инженеры. В то время специалисты пришли к неутешительным выводам. Вот как описаны в документах их впечатления, полученные при исследовании этих мест.
«Глухая тайга с массой поваленных стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима. Нет ни дорог, ни даже троп, по которым можно было бы сделать предварительные осмотры местности. Сама местность крайне изрезана частыми глубокими логами. Колебания отметок поверхности земли так резки и причудливы, что прокладка дороги, согласно техническим условиям, невозможна» Оказалось, они ошибались. Оказалось, для сильных духом нет слова «невозможно». Уже в декабре 1959 года железнодорожная линия «Новокузнецк-Абакан» была принята в эксплуатацию, а ее участок от Междуреченска до Абакана, на котором разместилась узловая станция Бискамжа, вошел сначала в состав Ужурского, после – Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Это было большое событие. Цель достигнута. Первый паровоз на еще новых путях. Сменился и статус – из точки на карте под номером таким-то, появилась станция Бискамжа. Но день рождения поселка отмечают раньше – 1953 год считается временем его основания. Именно тогда в этих местах появились первые строители.
https://biskamja.narod.ru/index/0-2






