Фарфор Сысерти [VI/34672]
Описание окружающей местности
То, что глина с берегов реки Сысерти подходит для изготовления посуды и прочей домашней утвари, заметили еще местные гончары в середине XIX века и основали мастерскую «Гончарка», принадлежавшую династии Харитоновых. Здесь обжигали горшки, крынки и другие полезные в быту предметы.
В начале XX века «Гончарка», в духе времени, переформатировалась в артель «Челюскинцы», однако методы работы остались традиционными: добытую глину размачивали в деревянных бочках и переминали ногами. Изделия обжигали на дровах и вручную покрывали глазурью. Помимо керамической посуды здесь делали декоративные фигурки и игрушки.
В 1950-е годы в артели впервые попробовали создать фарфор, но из-за низкого качества местного сырья он получился сероватым, а ведь белизна - один из критериев качества этого материала. Так что предприятие занялось выпуском из привозной глины, окончательно оформившись как завод и перейдя с дров на жидкое топливо. Основным видом продукции стал технический фарфор.
Для обжига фарфора нужна очень высокая температура – около 1370 °С. Довольно долго на фабрике пользовались старинными горнами: в большие кирпичные печи ставили изделия, затем разжигали горелку, а вход в печь закладывали кирпичом. Толщина стенок такой печи доходила до метра, иначе было бы просто невозможно находиться в здании. Наблюдали за «готовностью» изделий через специальную трубу. Чтобы достать обожженный фарфор, кирпичную стенку снова разбирали.
Завод и дальше мог бы заниматься в основном выпуском электрокерамики или огнеупоров, но в 1960-е здесь появились молодые художники, выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища - Николай Иноземцев и Николай Малышев, которые задали новый вектор развития завода и вывели фарфоровое направление на иной уровень. Уже в 1977 году предприятие стало одним из четырех заводов в СССР, наряду со знаковыми Гжелем, Минводами и Бронницами, которые создавали высокохудожественную продукцию с узнаваемым стилем.
Выпускали чайные и кофейные сервизы, вазы и декоративные фигурки. Сысертский фарфор отличался лаконичными формами и фольклорными темами, в том числе - уральской домовой росписью. И конечно, очень много работ было сделано по мотивам сказов Бажова: отсылки к ним можно найти не только в подарочных скульптурах, но и в декоре для чашек и чайников. Продукция фабрики получалась народной и в то же время праздничной, нарядной, застольной.
Сейчас до 80% производственного процесса выполняется вручную. Например, без конвейера готовят формы, заливают в них жидкую глину, зачищают швы после высыхания, обжигают, покрывают глазурью и расписывают. Часть ассортимента производится с помощью вакуум-пресса - это тиражные вещи, в том числе базовые предметы посуды и сувениры по заказу партнеров.
Но даже такая «штамповка» расписывается исключительно вручную, не говоря уже о более штучных вещах. На фабрике есть своя экспериментально-техническая лаборатория, которая разрабатывает новые методы окрашивания. Ведь не каждый краситель и цвет можно нанести на фарфоровую поверхность, да еще так, чтобы с годами использования он не смылся и не выцвел.
Старинные печи с метровыми стенками уже не применяют, хотя они остались на заводе как реликвия. Сейчас фарфор обжигают в современной немецкой печи. Однако температура обжига сохранилась - 1370 °С. Известно, что чем выше температура, тем тоньше, а значит, и качественнее будет фарфор.
Фарфоровому делу не учат ни в университетах, ни в колледжах. Секреты ремесла передаются от мастера к мастеру при личном общении и совместной работе. Это помогает сохранить традицию живой и передать ее следующим поколениям.
Девяностые оказались сложным периодом для отечественной индустрии, нанесли они свой удар и по фарфоровой промышленности. Что помогло выстоять сысертскому заводу? Ответ нашелся все в той же новой реальности. Суровая для одних, для других она открыла иные перспективы. У «Фарфора Сысерти» появилась еще одна сфера применения сил и таланта: на предприятии стали делать… иконостасы.
Началось все с того, что в 1998 году завод получил заказ на восстановление фаянсового иконостаса Крестовоздвиженского собора Верхотурского монастыря. Пришлось сысертским мастерам искать нестандартные подходы к работе: там совсем другие масштабы, материалы и условия. По сути, им нужно было создать архитектурную конструкцию вместо привычных маленьких предметов, причем для церкви, а не бытового использования.






