Вокзальные истории. Червлённая-Узловая [VI/34583]
Описание окружающей местности
Станция Червлённая-Узловая была образована в 1915 году. Это узловая железнодорожная станция Грозненского региона Северо-Кавказской железной дороги находится в станице Червлённой-Узловой Шелковского района Чеченской Республики.
До 1942 года она была тупиковой. В 1942 году, с открытием участка Кизляр - Астрахань, линия стала частью транзитной магистрали. Строительство участка Кизляр - Астрахань началось до Великой Отечественной войны. После начала войны строительство велось ускоренными темпами - в сложившейся обстановке участок имел важнейшее стратегическое значение.
В 1990-х годах в результате военных действий и нестабильной обстановки железнодорожная линия длительное время не действовала, как и остальные железнодорожные линии на территории Чеченской Республики. В 1996 году было начато строительство линии Кизляр - Карлан-Юрт, позволяющей связать республику Дагестан с остальной частью России, минуя территорию Чечни, движение через которую было невозможно. Строительство линии Кизляр - Карлан-Юрт было произведено в кратчайшие сроки - она была сдана в эксплуатацию 11 сентября 1997 года. Тем самым Дагестан был выведен из транспортной блокады, возобновилось движение поездов из Москвы и других городов на Махачкалу и Баку.
В 2000 году возобновилось движение по железнодорожной линии Червлённая-Узловая - Кизляр и по ней, в течение некоторого времени, курсировал пригородный поезд сообщением Гудермес - Червлённая-Узловая - Кизляр. По состоянию на декабрь 2018 года по станции курсируют следующие поезда дальнего следования: Махачкала - Санкт-Петербург, Грозный - Москва, Грозный - Волгоград, Баку - Ростов-на-Дону.
Вокзал станции ничем не примечателен, но есть подозрение, что здание вокзала не перестраивалось с момента ее создания, то есть с 1915 года.
Сама станица Червлённая-Узловая образует Червлённо-Узловское сельское поселение и расположена на левом берегу реки Терек, на юго-западе от райцентра станицы Шелковской. Станица находится в излучине Терека, на некотором отдалении от берегов реки, окружённая со всех сторон лесным массивами. К северу от Червлённой-Узловой проходит несколько оросительных каналов, самый крупный из которых - канал Наурско-Шелковская ветвь. За ними, дальше на север, начинается полупустынная зона. На противоположном берегу Терека, южнее и юго-западнее, возвышается Терский хребет. Среди значительных вершин здесь - гора Карах (336,2 м), расположена к юго-западу от станицы. На востоке и юго-востоке правый берег Терека преимущественно низменный, это район устья Сунжи.
Население, по данным переписи 2024 года, составляет 1542 человека. Из них 92% чеченцев и по 4% кумыков и русских. Есть в станице и долгожители - 19 человек свыше 80 лет. В станице имеется школа, детский сад, почта и мечеть.
А как живет население станицы я увидела сама. С приходом на станцию поездов дальнего следования к ней на машинах подъезжают местные жители и тут же, с машин, ведут торговлю своими продуктами и национальной едой. Лично я наблюдала такой спонтанный рыночек).







