Воздушные ворота Горного Алтая [VI/34568]
Описание окружающей местности
Возросший интерес к внутреннему туризму вывел Горный Алтай на одно из ведущих мест по турпотоку. И самый быстрый и удобный способ добраться туда – перелет в Горно-Алтайск. 5-6 рейсов в день из Москвы, 2 из Санкт-Петербурга, перелеты из Казани, Екатеринбурга, не говоря уж о городах Сибири, делают этот аэропорт очень популярным. К тому же, Горно-Алтайск (в отличие от Барнаула, Новосиба и т.д) участвует в программе субсидированных перевозок, например для «молодежи и пенсионеров» (до 23 лет и 55+ ж, 60+ м) перелет туда-обратно из Москвы обходится всего в 12 тыс.
История развития авиации на территории Республики Алтай неразрывно связана с появлением действующего аэропорта. Главное авиапредприятие Республики Алтай начало отсчет истории в 1963 году, с утверждения проекта строительства аэропорта «Горно-Алтайск». Спустя пять лет в 1968 году аэропорт «Горно-Алтайск» был сдан в эксплуатацию. Длина полосы в 600 метров позволила принимать самолеты 4 класса Ан-2. Реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая была проведена в июле 1972 года, позволила принимать также самолеты Як-40. Начали выполняться ежедневные регулярные рейсы Як-40 до Барнаула и Новосибирска. В 1972 году в аэропорт «Горно-Алтайск» поступили вертолеты Ми-8 и Ми-2, открылись рейсы на Артыбаш, Улаган, Балыкчу и обратно. В 1973 году был построен аэропорт «Кош-Агач», а в 1974м реконструирован аэропорт «Усть-Кокса», и туда открылись рейсы на самолете Як-40. Однако количество регулярных рейсов к 90-м годам прошлого века неуклонно сокращалось, пока в 1995 году они не прекратились полностью.
В 2010 году, после реконструкции и 15-летнего перерыва в работе, аэропорт возобновил регулярное авиасообщение между Горно-Алтайском и Новосибирском. В 2011 году был введен в эксплуатацию реконструированный аэродромный комплекс, включающий в себя перрон, места стоянок воздушных судов, новое современное светосигнальное оборудование, мачты освещения. Длина взлетно-посадочной полосы была увеличена до 2300 метров. В июне 2011 года появились новые рейсы в Нижневартовск и Сургут. В мае 2012 года произошло знаковое событие — Аэропорт "Горно-Алтайск" принял первый в истории авиарейс из Москвы.
Сейчас аэропорт принимает ежедневно 5-6 рейсов из Москвы, также есть авиасообщение с Санкт-Петербургом, Новосибирском, Иркутском, Красноярском, Екатеринбургом, Казанью, Омском, Уфой, Улан-Удэ.
Аэропорт вносит большой вклад в развитие туристической отрасли Республики Алтай. Из-за отсутствия железной дороги до Горно-Алтайска он играет важную роль для транспортной доступности и развития экономики региона и, в особенности, туристического направления.
В апреле 2024 года владельцем аэропорта стал Сбербанк. Председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщил, что банк выкупил у АФК «Система» 60% акций аэропорта Горно-Алтайска и стал его единоличным владельцем. Сбербанк планирует полную реконструкцию и расширение аэропорта.





