Описание окружающей местности

Водонапорная башня железнодорожной станции Зима- это памятник архитектуры конца 19 века. 

В феврале 1891 года вышел Указ императора Александра III о строительстве через всю Сибирь железной дороги от Челябинска до Владивостока. 18 мая 1891 года в городе Владивостоке цесаревич Николай торжественно открыл самое грандиозное в мире строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Навстречу друг другу с востока и запада, обозначив будущий путь, среди дремучей тайги вспыхнули десятки костров. На всем его пути принимали участие более 80 тысяч строителей. В 1895 году началось строительство Восточно - Сибирской железной дороги. Железная дорога не обошла стороной Зиму. В ясный октябрьский день 6-го числа 1897 года паровозный гудок раздался в поселке.

До прибытия первого паровоза в Зиму, одновременно были построены деревянный железнодорожный вокзал, здание паровозного депо и водонапорная башня. Строительство Транссибирской магистрали заметно изменило не только облик старой притрактовой Зимы, но и занятие ее жителей. На месте нынешней станции была березовая роща, а на месте депо лежало огромное болото, окруженное смешанным лесом. Визитная карточка многих городов - это вокзал. А украшением любого вокзала может совсем не являться водонапорная башня. Жителям этого провинциального города повезло, водонапорная башня вызывает искреннее восхищение всех поколений горожан. Подъезжающие пассажиры видят ее, которая выделяется своим экзотическим видом. Это здание– необычное, поскольку сдвоенное. В Иркутской области их всего три: в Зиме, Тулуне, Тайшете.

В Зиме, она в ряду достопримечательностей, которой уже больше ста лет и находится на улице Вокзальная, 18. Это сооружение украшает город и является уникальным памятником архитектурного зодчества.

Водонапорная башня - это памятник транспортной архитектуры конца XIX века и строительству Транссибирской магистрали. Она построена на привокзальной площади в 1895 году, за два года до того, как на станцию Зима прибыл первый паровоз. Площадь водонапорной башни составляет 119,2 кв.м. При прокладке Транссибирской железной дороге Зима стала опорным пунктом строителей. Здесь была создана база для возведения железнодорожного моста через реку Оку и организованы заготовка леса и производства шпал.

Водонапорная башня построена итальянскими архитекторами и строителями. История не сохранила имен искусных мастеров. Стены ее выложены из особого кирпича. Узкие, редко расположенные на фасаде щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность ее конструкции. Мощность сооружению придает и небольшая входная дверь, напоминающая бойницу крепости. Башня является знаковым сооружением для города Зима, а также одним из его исторических символов.

Внутри этой водонапорной башни находилась большая емкость, в которую вода по водоводам, насосами закачивалась из протекавшей вблизи речки Тиман (или Тимэн). Вдоль железнодорожного полотна на станции были установлены огромные краны, которые качали воду из башни в водолейки, а уже с них подавалась в тендер паровоза. В Зиме все паровозы заправлялись водой. Здесь останавливались почтовые, товарные и пассажирские составы. Водонапорная башня обеспечивала водой и в близи стоявшие дома, где проживали работники паровозного депо. В то время, в Зиме не было многоэтажных зданий, высота строений не превышала двух этажей. Такая система водоснабжения водой вполне устаивала всех жителей железнодорожного поселка. Наша Зима постепенно росла, развивалась и соответственно увеличилось количество потребителей воды. Мощности водонапорной башни уже не хватало. Система водоснабжения была коренным образом изменена. Надобность в эксплуатации этого сооружения отпала. В 2000 году городское водоснабжение перешло на насосную систему.

За свои сто с лишним лет, башня повидала многое и многих. Сначала прибытия первого паровоза на станцию, а потом, с открытием регулярного движения по дороге, мимо нее проходило три пары составов в сутки в обоих направлениях. Такова была интенсивность движения. Она свидетельница небывалых потрясений и размеренных будней станционного поселка. Под ее стенами звучала чужая речь. Чехословацкие легионеры, взявшие под контроль сибирскую железную дорогу, решили выбраться из котла революционной России. В 1920 году, бежав из Зимы, белочехи заминировали и планировали взорвать водонапорную башню. Из этой башни водой заправляли бронепоезд Верховного Правителя Сибири - Александра Васильевича Колчака. Красотой башни любовался и чешский писатель Ярослав Гашек. Видела она отправку на фронт Великой Отечественной войны мобилизованных горожан и выгрузку раненных бойцов из санитарных эшелонов. Видела счастливые лица солдат, вернувшихся в 1945 году с Победой. Спустя многие десятилетия водонапорная башня была свидетельницей уже нового времени, она могла наблюдать множество зиминцев, встречавших поезд с лидером кубинской революции- Фиделем Кастро Рус. В 60-х годах в ней намеревались открыть музей революции Зимы. И все это страницы прошлого истории водонапорной башни. Вот уж точно-все перемешалось: история, поэзия и архитектура…Прошлое и настоящее. И все неразрывно тесно связано. Здесь в воздухе витает сама история.

До сих пор, это сооружение обладает невероятной энергетикой и особой притягательностью. Так и хочется ей любоваться, прикасаться и фотографироваться на ее фоне. 

Когда Евгений Александрович Евтушенко только начал писать сценарий фильма «Детский сад», основанного на воспоминаниях о военном детстве в Зиме, то одну из сцен фильма сразу же решил снимать именно у этой башни. Причина, пояснял поэт, одна, и она в том, что сооружение для большинства горожан является визитной карточкой города.

В начале 2000-х годов объект был приобретен местным предпринимателем. Вопреки ожиданиям горожан, никаких изменений в ее обустройстве не последовало. В 2002 году в башне случился сильный пожар, в результате которого она лишилась внутренних конструкций и крыши. В таком состоянии, за копчеными стенами и лишь отчасти уцелевшими окнами она продолжает стоять и сейчас. В июне 2018 года водонапорная башня стала муниципальным объектом. Факт о ее передачи от бывшего хозяина (трагически погибшего) -в собственность города произошел по инициативе мэра города.

Администрацией города рассматриваются различные возможные варианты и направления ее использования. Первоначальный облик башни будет обязательно восстановлен. Внутри предполагается устроить четыре этажа. Здесь будет расположен кафе, музей революции, детский кружковый центр, а на самом верхнем ярусе смотровая площадка.

Сегодня водонапорная башня выполняет только одну функцию. Она обладает историко-культурной ценностью и состоит на учете в Центе по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области. Она является символом освоения сибирских просторов для экономического прорыва Российской империи и неимоверно напряженного труда строителей Транссиба. Водонапорная башня – это не только жемчужина города, но и всей Иркутской области.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться