Памятники прицепному грейдеру и катку [VI/34434]
Описание окружающей местности
Рядом с городом Учалы у асфальтового завода на постаменты установлена дорожная техника: грейдер и каток.
Грейдер Д-241 (ДЗ-6), производился на Коростенском заводе дорожных машин "Октябрьская кузница" и на Брянском заводе дорожных машин.
От грейдера до беспилотного коммунально-уборочного робота.
В 1795 году был создан агрегат, который сейчас известен всем как грейдер. Первый аппарат представлял собой стальную конструкцию на железных ободах с отвалом, которую должна была тащить за собой лошадь.
Создал грейдер американский изобретатель Роберт Фултон. К сожалению, он так и не увидел применения своего творения. Востребованным оно стало только в 1866 году, когда американские строительные компании догадались использовать его для возведения дорог.
Серийно отечественная промышленность начала разработку собственного самоходного грейдера в конце 1930-х годов, но из-за Великой Отечественной войны выпустила только в 1947 году.
В начале 1948 года с конвейера Челябинского завода им. Колющенко сошли первые модели автогрейдера Д-144, заднеприводные машины без кабины с 80 литровым дизельным двигателем. Немного позже на Д-144 начали устанавливать двигатели мощностью 93 л.с., грейдерист мог управлять отвалом, который приводился в движение на 360 градусов редукторами и зубчатым венцом поворотного круга.
В последующих десятилетиях грейдеры изменялись и усовершенствовались. В конце 40-х гг. на Брянском заводе были разработаны еще две модели прицепных грейдеров: усиленного Д-165 и среднего класса Д-241.
Грейдер среднего класса Д-241 имел длину ножа 3000 мм, отсутствовал механизм для наклона передних колес и для перемещения рамы по задней оси, а также возможность демонтажа передней оси и установки передней части рамы грейдера на сцепное устройство трактора. Последнее позволяло применять грейдер в горной местности.
Грейдер ДЗ-6 (Д-241) на вид кажется очень архаичным, и это неудивительно - эта машина выпускалась с 1950-х (тогда она называлась ещё Д-241, по старой системе индексации дорожной техники), а в основе лежит ещё довоенная конструкция.
На раме сохранилась табличка, из которой можно узнать, что этот грейдер был произведён заводом "Октябрьская кузница", находящемся в украинском городе Коростене в начале 1970-х.
Грейдер как универсальная коммунально-уборочная машина представляет особый интерес и до сих пор, так как заложенная прочность, и уникальная проходимость делает данный агрегатоноситель чрезвычайно эффективным уборочным механизмом для быстрой и эффективной отчистки дорожного полотна.
В некоторых странах, в частности Японии, Швеции и Сингапуре для уборки городских улиц от снега и мусора уже применяются беспилотные роботы.
Несколько лет назад подобная идея заинтересовала учёных СибАДИ, была создана и сконструирована роботизированная машина для нужд коммунального хозяйства. Робот, оснащенный системой компьютерного зрения, по заданной программе зимой сможет убирать снег, летом и осенью – листья и мусор. И даже стричь газоны, главное – показать беспилотнику зону ответственности.
Программа и оснащение позволяют настроить алгоритм действий робота в зависимости от поставленной задачи. Он сможет, например, раскидывать снег в разные стороны в диапазоне от 1,5 до 15 метров или сложить его в тележку. Габариты робота соразмерны человеку, высота – около метра. Одной зарядки аккумулятора хватает на 6 часов. Максимальная скорость – 5 км/час. Работать машина может в любое время суток, в любую погоду. И благодаря гусеничному ходу не застрянет ни в сугробе, ни в грязи. Беспилотный режим позволяет исключить из процесса человеческий фактор. Использовать робота можно не только во дворах, но и на складах, малых аэродромах и территориях, где не способна развернуться крупногабаритная техника. При необходимости робота-дворника можно модернизировать под конкретные задачи предприятия. Управлять им можно будет со смартфона.
Время не стоит на месте, больше чем за 200 лет устройство, внешний вид и техническое наполнение «грейдера» поменялся не один раз, стало больше возможностей, но суть его остается прежней, будь, то стальной грейдер на железных ободах с отвалом или новая беспилотная коммунально-уборочная машина.
Дорожный каток: история возникновения
Дорожный каток — один из самых важных механизмов в строительстве дорог. Без него асфальт и грунтовые покрытия не были бы такими плотными и долговечными. Сегодня эти машины применяются повсеместно, но их история начинается задолго до появления современных технологий. Давайте разберемся, кто придумал каток и как он развивался.
Для чего нужен дорожный каток
Основная задача катка — уплотнение поверхности. Он используется для:
- Выравнивания и уплотнения грунта перед укладкой покрытия.
- Утрамбовки гравия и щебня.
- Уплотнения асфальта, чтобы сделать его прочным и ровным.
Чем плотнее укатано покрытие, тем дольше прослужит дорога.
Кто придумал дорожный каток
Прототипом катка можно считать обычные тяжелые каменные или деревянные валы, которые использовались еще в Древнем Риме. Их катили по грунтовым дорогам, чтобы сделать поверхность плотнее. Однако полноценные катки появились, конечно, значительно позже.
Первый конный каток появился в Англии в XVIII веке. Это была тяжелая металлическая бочка, наполненная водой или камнями, запряженная лошадьми. Такой каток активно применяли для строительства дорог и ухода за полями.
С развитием механизации в XIX веке появились паровые катки. Их первыми начали использовать англичане. Одним из пионеров стал инженер Джозеф Локк, который применял паровые катки для уплотнения дорог в железнодорожном строительстве.
В конце XIX века начали появляться катки с бензиновыми и дизельными двигателями. С этого момента техника стала более мобильной и эффективной.
Дорожные катки раньше и сейчас
Раньше катки были простыми: механические, паровые, с небольшими возможностями регулировки. Рабочие контролировали их вручную, а для изменения давления на поверхность приходилось добавлять или убирать груз (воду, камни).
Сегодня катки стали высокотехнологичными машинами. Они оснащены гидравлическими системами, датчиками плотности, а некоторые модели даже имеют автоматическое управление. Современные катки могут работать не только с асфальтом, но и с бетоном, грунтом, разными видами покрытий.
Интересные факты
Существуют автоматические катки. Некоторые современные модели управляются дистанционно или даже работают в автономном режиме, особенно на крупных строительных объектах.
Самый тяжелый каток весил 204 тонны. Это был экспериментальный каток, созданный в Китае для суперпрочных бетонных дорог.
Паровые катки до сих пор можно встретить. В некоторых странах старые паровые катки сохранились как экспонаты музеев или используются для реставрации дорог в исторических районах.
Заключение
Дорожный каток прошел долгий путь от примитивного деревянного вала до высокотехнологичной машины. Сегодня без него невозможно представить строительство дорог, аэродромов и даже плотин. Современные катки становятся все более мощными и умными, но суть их работы остается неизменной — сделать дороги ровными и долговечными.







