Речица и нефть [VI/34414]
Описание окружающей местности
С 1966 года в Беларуси открыто 81 месторождение нефти и газоконденсата, но сегодня, пожалуй, только нефтяники и речицкие краеведы знают, насколько непростыми были эти поиски.
Белорусскую нефть впервые предсказал наш земляк Михаил Александрович Громыко, уроженец деревни Черное, великолепный драматург и поэт. Его пьесы с успехом шли в театрах Беларуси в 30-е годы. Он был геологом, и вместе со своим коллегой географом Азбукиным они предприняли первую командировку на Полесье в 1930 году. С рюкзаками, с кирками они отправились на поиски нефти.
Уже давно местные жители замечали, что в некоторых местах можно было "бросить спичку на воду, и вода загоралась". Было понятно, что в этих местах на поверхность выходит болотный газ.
К сожалению, поиски белорусской нефти, которые были предприняты Громыко, закончились очень скоро: в 30-е годы он был арестован и репрессирован. Впоследствии геолога реабилитировали, но в Речицу он уже не вернулся.
Однако уже в 1937 году было создано первое в истории БССР Белорусское геологическое управление. И в то же время нашим будущим академиком Герасимом Богомоловым была создана первая геологическая карта Беларуси. Богомолов был гидрологом, но, изучая подземные воды, он не мог не заметить и их содержимое. Он был и тем человеком, который предсказал Солигорское калийное месторождение и впоследствии наши нефтяные запасы.
Поиски остановила война, но они были возобновлены только в 1951 году, когда была создана первая Белорусская экспедиция разведочного бурения. В 1961 была заложена первая скважина, которая не дала никаких проявлений нефти. Затем были заложены еще семь скважин. Так вот, первой заработала скважина мастера Зайцева Валентина Александровича. Случилось это 20 августа 1964 года. Дебит ее составил 120 тонн нефти в сутки.
Через 57 дней на скважине номер 8 мастера Владимира Галко забил второй фонтан, скважина дала 600 тонн нефти в сутки. Так началась история Речицкого месторождения, потому что благодаря второй скважине стало понятно, что все это не случайно, что нефть здесь есть.
Прошло несколько лет, в 1968 году главный инженер НПУ "Речицанефть" задался вопросом, почему же первая скважина, находясь так близко, не дала нефти. Был составлен особый план, и решили пробурить эту скважину еще раз. Добурили еще на 500 метров, пробурили до 3 тысяч с хвостиком метров. И скважина дала 800 тонн нефти в сутки.
Изначально белорусская нефть была очень высокого качества. Вспоминали мастера, что на Речицком месторождении бывали такие скважины, где просто шла белая нефть. Приезжали, говорили — мужики, там у нас машинка остановилась, плесните-ка нам бензинчику так называемого. Мы знаем, что сырую нефть не используют, ее обязательно надо перерабатывать, но это были именно те случаи, когда заливали эту нефть, и транспорт работал.
Одна тонна белорусской нефти была эквивалентна 10 тоннам сибирской нефти, которая требовала большой очистки и больших затрат. Это ее и погубило. С 1971 года, когда нефть перестала фонтанировать, были применены принудительные способы добычи, строились нагнетательные скважины. Но чем больше работала скважина, тем больше на поверхность выходило не нефти, а воды с примесью нефти. Где-то на тонну воды приходилось полторы тонны нефти.
Таким образом было загублено множество месторождений. В 1974-1975 годах уже на ремонт были поставлены до 500 скважин, сейчас все они реанимируются и начинают эксплуатироваться — уже по четвертому разу.
До сих пор в Беларуси самым крупным остается Речицкое месторождение, хотя на сегодняшний день открыто уже 81 нефтяное месторождение.
Если бы не было ошибок в освоении месторождений нефти в Беларуси в советские годы, сегодня республика могла бы добывать без особых усилий порядка трех миллионов тонн нефти в год. Это было бы неоценимым подспорьем для страны.
Источник:


