Ляли [VI/34103]
Описание окружающей местности
Кроме необычной для нас, южан, северной природы – то тайга за окнами , то болота вдоль дороги, то поляны, усыпанные разноцветными султанами люпина, - здесь меня сразу поразили необычные топонимы. Но даже на фоне всяческих Княжпогостов, Микуней, Вымей – Ляли безусловно выделяются.
Село с ласковым названием.
Деревня Ляли, как и многие селения Княжпогостского района, один из древнейших населенных пунктов. Судя по археологическим находкам, люди начали селиться в этих местах примерно в XI-XII-ом веках. Но первое подробное описание этой деревни содержится в дозорной книге 1608-го года. Здесь стояли 2 деревянные церкви, 4 двора священнослужителей и 37 крестьянских дворов.
Много версий такого милого названия:
– Плыл-де Стефан Пермский, а жители пели «ля-ля-ля», и вот Стефан говорит: «Вовеки вам петь и улюлюкать!» Более вероятная версия: с языка коми «ляй» значит «граница». Еще «ляй» переводится как овраг с источником. «Лайкмуне» – и такая версия есть: в переводе это «крутой спуск, аж дух захватывает». Еще «ляй» в переводе с языка манси – низменная местность, которая весной заливается водой, а «лель» на вымском наречии – семга. Существует всего шесть версий, включая версию Григория Спичака о лялях-пастухах.
Сейчас деревенька, как и большинство старых деревень, постепенно угасает, местных осталось всего около 20 человек. Летом население увеличивается за счет дачников. Но, тем не менее, местными силами медленно, но восстанавливается старинный храм. Приезжают и целые бригады помощников из соседних городов.
Двухэтажная белокаменная Богоявленская церковь очень необычна в краю деревянных небольших часовен. Была она построена в 1852-1857 гг, первоначально имела три престола – два на первом этаже и один на втором. «Корабельная» архитектура храма выдержана очень строго: все объемы имеют одинаковую ширину и как будто выровнены вдоль внешнего борта здания. Высоко взмывающие колокольня и купол напоминают мачты с парусами; сохранился, хотя сейчас частично в лесах, богатый декор в стиле эклектики.
В 1929 году храм закрыли. Пробовали организовать клуб и крутить в нем кино – храмовая акустика не давала расслышать звукоряд. Затем здесь было совхозное зернохранилище. Затем просто стояло заброшенное здание, которое постигла участь большинства заброшек – пожар. Выгорело всё внутреннее убранство.
В 2019 году с приходом нового настоятеля храм начали восстанавливать. И, хотя внутри еще не все отремонтировано, купола уже сверкают издалека новой зеленой кровлей и золотыми крестами.
«В Лялях живет легенда, что здесь когда-то был сам маршал Рокоссовский. Впрочем, легенду эту можно встретить во многих публикациях и даже в Книге Памяти Республики Коми. Якобы репрессированный военачальник был в составе этапа заключенных, который останавливался в Лялях в конце 1930-х. На самом деле, как утверждают историки, легенде нет никаких документальных подтверждений, а Рокоссовский после ареста содержался во внутренней тюрьме НКВД на Шпалерной улице в Ленинграде и в лагерь этапирован не был.
Но этапы с заключеннымии ссыльными в 30-е годы прошлого века действительно шли через эти места. Многие из высланных оседали тут, население перемешивалось. Русский язык звучал в Лялях все чаще и даже порой заглушал коми»



