Невий Мох. Без парашюта [TR/34080]
Описание окружающей местности
Есть эпизод давно-давно прошедшей войны, о котором я узнал от сына, в своё время отлично изучившего эту местность и её историю, и он, эпизод, как-то не давал покоя – настолько, что я решил сделать здесь тайник – хотя, казалось бы, уже давал себе обещание закрыть для себя общую тему войны тайником «Неизвестность» (особенно на фоне растущих как грибы после дождя и похожих друг на друга тайников «80-летию Великой Победы посвящается»). Но всё же, всё же, всё же…
Речь о Демянской десантной операции конца зимы-начала весны 1942 г. Ей в полной мере посвящён расположенный не очень далеко тайник «Солдатам "Болотного" фронта [TR/18899]», достопримечательностью которого является соответствующий мемориал на братских могилах, а содержанием – общее описание истории вокруг «Демянского котла». Кроме того, уже к югу от Демянска, есть тайник «Братское военное кладбище в дер. Игожево [TR/20953]», также о десантниках, погибших под Демянском. Не буду длинно излагать историю образования Демянского котла (в котором оказались окружены значительные немецкие контингенты) и историю Демянской десантной операции, предпринятой советским командованием как попытка осуществить разгром окружённой группировки. Наспех организованная, в условиях дефицита подготовки и оснащения, с ошибками в управлении и оценке ситуации командованием, десантная операция потерпела общий провал, достигла незначительных целей и привела к огромным потерям личного состава, как в прямых боестолкновениях, так и в результате сопутствующих обстоятельств. Вот об этих «сопутствующих обстоятельствах» и будет тайник.
В Википедии достаточно подробно написано, ссылка есть и в описании тайника «Солдатам «Болотного» фронта». Чтобы подвести к основному, дальше будут несколько цитат из Википедии, относящихся к происходившему именно здесь, где мы находимся («мы» - если кто-то всё же приедет сюда, на тайник)…
…
«Первоначальным планом операции планировалось десантирование с самолётов всего личного состава бригад внутрь «котла», но ввиду отсутствия достаточного количества военно-транспортной авиации план был изменён: сначала решили произвести высадку с воздуха небольшой группы десантников для оборудования временных взлётных полос, затем в «котёл» через промежутки между опорными пунктами немцев должны были прорваться остальные силы бригад, а дальнейшее снабжение и эвакуация раненых должны были осуществляться с этих временных полос. Взлётные полосы предполагалось оборудовать на северо-западе замёрзшего болота Невий Мох, северо-западнее Демянска, недалеко от деревень Большое Опуево и Малое Опуево.»
…
«С 15 по 18 февраля 1942 года один батальон из 204-й ВДБр был десантирован с воздуха внутрь «котла» в район болота Невий Мох для подготовки баз и разведки. Затем на лыжах бригады были введены в «котёл»: 1-я МВДБр (командир подполковник Н. Е. Тарасов) — с 6 по 8 марта; 204-я ВДБр (командир майор Гринёв) — 11—15 марта; 2-я МВДБр — 13—16 марта.»
…
«В результате усилившегося противодействия противника сосредоточение десанта (особенно 204-й ВДБр) затянулось. Командиры бригад начали активные боевые действия, не дождавшись их сосредоточения. Первая же атака части сил 1-й МВДБр на опорный пункт в деревне Малое Опуево привела к большим потерям — до 200 человек убитых, раненых и пленных. Противник от пленных получил информацию о планах операции и спешно перебросил свои силы к угрожаемым объектам. Большое количество раненых резко снизило мобильность десантников.»
…
«Неподготовленность десанта к автономным действиям очень быстро дала о себе знать, резко снизив боеспособность бригад: возник острый дефицит в продовольствии (при выходе в немецкий тыл бойцы имели по 3 суточных комплекта продовольствия), начался голод. Появились больные и обмороженные, было много раненых. Костры в тылу врага было запрещено разводить, поэтому ели холодные сало, консервы и концентраты. Запасы принесённого на себе продовольствия исчезли очень быстро. Поскольку многие болота не замерзли, валенки промокали, а из-за невозможности их просушки появилось много простудившихся и обмороженных.
18 марта был создан полевой госпиталь на южной окраине болота Невий Мох, примерно в 2-х километрах от Малого Опуево. Там раненые и больные размещались в шалашах из еловых ветвей прямо на снегу, без обогрева, почти без питания, в мокром обмундировании, на морозе и с минимумом лекарств. Уже тогда число раненых было близко к 500. В сохранивших боеспособность частях имелся острый недостаток боеприпасов.
С того же дня началось авиационное снабжение бригад путём сброса контейнеров и мешков с припасами с самолётов ТБ-3 и посадками самолётов У-2 на болоте Невий Мох».
…
Таким образом, сложилась ситуация, в условиях которой внутри большой окруженной немецкой группировки оказалось несколько тысяч советских десантников, окружённых уже немцами. Уже десантники сами были вынуждены выходить из окружения.
…
«Было решено вновь разделиться и мелкими группами в обход гарнизонов пробиваться к своим. Но немецкое командование уже было готово к таким действиям, выслав на пути отхода усиленные части. Последовала серия разрозненных боев по уничтожению советских групп. Несмотря на героизм десантников, как правило, такие бои оканчивались полным или почти полным их уничтожением. Так, 28 марта южнее деревни Маслово в бою было убито около 130 десантников, 29 марта у болота Гладкое — ещё около 100 человек, в тот же день десантники были выбиты из села Малое Опуево, где погибло около 180 бойцов и 27 — захвачены в плен.
Пока действовал аэродром на болоте Невий Мох, удалось вывезти самолётами 539 раненых и командиров.»
…
«По немецким данным, последний бой в районе действий советского десанта имел место 3 мая 1942 года. Ещё несколько дней после этого линию фронта переходили одиночные бойцы и маленькие группки. Более двух месяцев истощённые бойцы без пополнений и без снабжения вели героическую неравную борьбу.
Несмотря на героизм бойцов, ни одна из задач операции решена не была. Три десантные бригады были практически полностью уничтожены. Так, безвозвратные потери 1-й МВДбр составили более 2600 человек из 3000, безвозвратные потери 204-й ВДБР составили более 1800 человек из 2000 бойцов, во 2-й МВДБр — остались в живых менее 500 бойцов.»
…
Не думаю, что требуется мощное воображение, чтобы представить себе (себя тогда там?) описанную выше картину и осознать: это был ад.
Итак, мы находимся недалеко от той самой деревни Малое Опуево (остатков деревни, следов деревни), за извилистой речкой Чернорученка, на краю большого болота Невий Мох. Всё это происходило где-то здесь. Десантирование, поиски друг друга, попытки организации, бои, раненые и убитые, госпиталь в шалашах, и кровь, кровь, кровь на белом снегу. Ярость, отчаяние, осознание неизбежности, надежда. А теперь про то, что побудило создать тайник.
Часть десанта была выброшена на Невий Мох… без парашютов. БЕЗ ПАРАШЮТОВ.
В это трудно поверить. Трудно представить. Прочитайте следующий текст по ссылкам, это не долго.
Поскольку в тексте есть предупреждение об авторских правах, я позволю здесь лишь одну цитату:
«Из трёх рот нашего батальона, численностью почти в 500 бойцов при падении убились, погибли 236 человек, 87 «десантников» оказались тяжелораненными, 93 ранились легко.
Легкими ранами считались ушиб, вывих, перелом.
Тяжелыми увечьями были множественные переломы конечностей, переломы позвоночника, открытые черепно-мозговые травмы головы.
Как бы горько не было осознавать, но в строю полноценными бойцами, готовыми вступить в неравную схватку с врагом, осталось всего 84 человека.»
Рассуждать в этом месте об отношении советского командования, от лейтенантов до генералиссимуса, к жизням солдат – смысла нет. Делать выводы или давать оценки – нет моральных сил. Проводить аналогии к сегодняшним дням – себе дороже. Поэтому – вот оно, Малое Опуево, тот самый лес, бескрайнее болото Невий Мох. Наверняка, многие так и остались лежать здесь. (Когда мы вышли к дороге, встретили человека в камуфляже, с лопатой и металлодетектором. Сказал, поисковая группа, ищут пропавших без вести на той войне.)
P.S. Если всё равно трудно поверить, вот ещё ссылка, где рассказывают о десантировании советских бойцов без парашюта, под Можайском.







