Описание окружающей местности

Волосово ведет свою историю с конца XVII века, но его интенсивное развитие пришлось на конец XIX - начало XX века. Это изменение в судьбе тогдашней деревни было связано с постройкой железной дороги Санкт-Петербург – Ревель (Таллин), на которой появилась станция Волосово (в полукилометре от самой деревни). Первоначально станция состояла из вокзального здания в 56 квадратных саженей полезной площади, небольшого пакгауза и жилого дома станционной стражи. На вокзальной площади располагались 3 лавки, чайная, постоялый двор и трактир, которым владел купец

второй гильдии Чернышёв. Так что первоначально станция и пристанционный поселок были совсем небольшими, но ситуация складывалась таким образом, что роль этой станции постоянно возрастала. На ней внедряются передовые для тогдашнего времени технологии. В 1903 г. именно на станцию Волосово из С.-Петербурга было впервые в России передано радиотелеграфное (беспроводное) сообщение на большое расстояние (70 верст). К концу XIX века станция Волосово становится остановочным пунктом Балтийской железной дороги и постепенно на ней формируется инфраструктура по обслуживанию поездов. Одной из ее составляющих стала построенная в 1905 году водонапорная башня.

Башня построена в характерном для многих железно-дорожных сооружений «кирпичном» стиле. Однако верхняя часть башни представлена узорчатым деревянным «теремом» что присуще скорее стилю эклектики. Башня имеет высоту около 30 м и из ее верхних окон, как говорят, открывается живописный вид на окрестности.

В годы Великой отечественной войны поселок был сильно разрушен, и после ее завершения башня оказалась едва ли не единственной постройкой уцелевшей в Волосово. Поэтому не удивительно, что именно водонапорная башня, в качестве исторического сооружения, стала одним из символов Волосова. В настоящее время башня уже давно не используется по прямому назначению. Есть сведения, что в ней периодически проходят выставки и концерты.

На водонапорной башне установлена памятная табличка, посвященная подвигу советских летчиков-бомбардировщиков. На табличке приведена следующая информация «Экипаж бомбардировщика 13-го БАП ВВС КБФ в составе Голубева В.С., Козлова Н.С. и Чижикова И.Т. в районе жд. ст. Волосово 26.01.1944 повторил подвиг Н.Гастелло». Художественное описание произошедшего дано в воспоминаниях А.Ф. Калиниченко «В небе Балтики» рассказ «Победы и утраты». Ниже привожу выдержку из этого произведения.

«Экипаж Голубева в этом полете действительно показал образцы гвардейского мастерства и бесстрашия. После освобождения нашими войсками станции Волосово оставшиеся в живых жители - очевидцы подвига Голубева рассказывали: "Около 12 часов дня мы услышали гул моторов, а затем над железнодорожной станцией и поселком Волосово, где скопилось немало фашистов, показались три советских самолета. Они шли так низко, что мы ясно различали лица летчиков в кабинах. Два бомбардировщика пошли вдоль дороги на юго-запад, а один - с бортовым номером двадцать - стал бомбить шоссе, по которому шли автомашины с пушками и солдатами. Это и был самолет гвардии капитана Голубева. Он, как сокол, стремительно падал с высоты и сбрасывал бомбы на головы врагов. А затем беспощадно косил их пулеметным огнем. Его дерзкие и расчетливые действия потрясли нас. Забыв об опасности, все вышли из укрытий и, не отрываясь, следили за бомбардировщиком.
   Разгромив автоколонну, пикировщик атаковал и уничтожил железнодорожный состав. Потом прямым попаданием бомбы стер с лица земли дом, в котором находились солдаты зондеркоманды, и поджег стоявшую рядом цистерну с горючим. Всюду, где появлялся крылатый мститель, он наводил унос на немецко-фашистских оккупантов. По обочинам дорог валялись груды исковерканной техники, а также десятки трупов вражеских солдат и офицеров. Когда фашисты опомнились и открыли по самолету огонь, экипаж, видимо, уже израсходовал весь запас бомб и снарядов. И тут мы увидели, как пикировщик загорелся. Он резко взмыл вверх, потом выровнялся, накренился и огненной стрелой врезался в развалины поселка Красная Мыза.
   Так погибли, с честью выполнив свой воинский долг и гвардейскую клятву, летчик Василий Голубев, штурман Николай Козлов и воздушный стрелок-радист Иван Чижиков. Жители поселка Красная Мыза похоронили героев на своем кладбище.»

Литература

  1. https://vk.com/wall-191738389_403
  2. https://spb.101novostroyka.ru/info/volosovo-dostoprimechatelnosti-i-istoriya-goroda/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волосово_(станция)
  4. https://www.ptmap.ru/monuments/2453
  5. https://gotriptravels.ru/50/5015/24a8ba0861739d284d13371da4ee172e
  6. Калиниченко А.Ф. В небе Балтики, Военное издательство МО СССР, Москва, 1973.
Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться