Описание окружающей местности

Невозможно не обратить  внимание на необычный белый замок в центре Москвы.  

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, 16 - одно из самых загадочных зданий столицы. Его фасад, украшенный каменными ракушками, витыми колоннами и морскими узлами, кажется перенесенным из Португалии эпохи Великих географических открытий.

Но почему он появился в Москве? И как связан с легендой о «доме дурака»?

История создания: от цирка до замка  

До 1892 года на этом месте стоял конный цирк Карла Гинне, первый в Москве, где выступали итальянские гастролеры и даже дебютировали русские артисты. После пожара участок купила Варвара Морозова, владелица Тверской мануфактуры и мать Арсения. Земля стала подарком сыну на 25-летие, с надеждой, что он «остепенится».  

Но Арсений, известный кутила и любитель экстравагантных выходок, например, охоты в Нескучном саду, решил иначе. Вместо классического особняка он задумал построить нечто невиданное.

Архитектор-мистик и источник вдохновения  

Ключевую роль сыграла встреча Морозова с архитектором Виктором Мазыриным на Всемирной выставке в Антверпене (1894 год). Мазырин, увлекавшийся эзотерикой и веривший, что в прошлой жизни строил египетские пирамиды, предложил Арсению отправиться в путешествие по Европе. В португальском городке Синтра их покорил дворец Пена, летняя резиденция короля Фердинанда II, смешавшая мавританские башни, готические шпили и декор в стиле мануэлино (морские канаты, раковины, кораллы).  

 «Строй сразу во всех стилях! Денег хватит», — заявил Морозов архитектору. Так родился проект московского «замка», Архитектура: португальская сказка на московской почве  

Строительство длилось 4 года (1895–1899). Особняк стал шедевром эклектики:  

  • Парадный вход в мавританском стиле с витыми колоннами и подковообразной аркой;  
  • Башни, украшенные лепниной в виде ракушек (аллюзия на «Дом с ракушками» в Саламанке, Испания); 
  • Морские канаты на фасаде символизируют силу, поддержку и прочность;  

Асимметричная композиция в духе модерна.  

Интерьеры отражали страсти хозяина: псевдоготическая столовая («Рыцарский зал»),ампирная бальная гостиная, барочный будуар и даже комната в китайском стиле. На крыше разбили висячий сад, но московский климат погубил растения.

«Дом дурака»: скандал и пророчество матери  

Еще на стадии строительства особняк вызвал волну насмешек:  

  • Лев Толстой в романе «Воскресение» (1899) назвал его «глупым дворцом для глупого человека»;  
  • Актер Михаил Садовский сочинил язвительную эпиграмму;  
  • Газеты писали о «безвкусице», нарушающей классический облик Воздвиженки.  

По легенде, мать Арсения, Варвара Морозова, увидев дом, воскликнула: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». С тех времен за зданием закрепилось прозвище «Дом дурака».  

Но Арсений лишь смеялся: «Мой дом будет стоять вечно!».

 Трагический финал хозяина и судьба особняка  

Морозов прожил в доме всего 9 лет. В 1908 году он прострелил себе ногу на спор, желая доказать силу духа и техники боли, освоенной с Мазыриным. Заражение крови привело к смерти в 35 лет. 

По завещанию особняк достался не жене, а возлюбленной Нине Коншиной, которая продала его нефтепромышленнику Манташеву.

После 1917 года здание сменило множество ролей:

  • Штаб анархистов, затем Театр Пролеткульта (здесь жил Есенин, ставил спектакли Эйзенштейн);  
  • Посольства Японии (1928–1940), Великобритании (1941–1945), Индии (1952–1954);  
  • Дом дружбы с народами зарубежных стран (1959–2003).  
  • С 2006 года особняк — Дом приемов Правительства РФ. Интерьеры отреставрированы, но попасть внутрь можно только по приглашению.

Заключение: дом, который пережил насмешки  

История «дома дурака» удивительна. То, что современники считали безвкусным курьезом, стало архитектурным символом Москвы, а предсказание Арсения сбылось: его творение стоит уже 126 лет.

Сегодня, глядя на ракушки фасада, вспоминайте не только о скандалах, но и о мечтателе, бросившем вызов условностям. Как писал Гиляровский, «Москва без чудаков - не Москва».  

«Мой дом будет стоять вечно» — эти слова Арсения Морозова стали эпиграфом к истории здания, пережившего войны, революции и смену эпох.

Источник: dzen.ru›a/aEhxx724O0UJLA2O

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться