Описание окружающей местности

      В начале Великой Отечественной войны Советский Союз понёс большие потери, поэтому уже осенью 1941 года было подписано соглашение, по которому США в рамках ленд-лиза обязались поставлять в СССР вооружение, медицинское оборудование, лекарства, продукты и сырьё. Но как всё это доставить  невредимым – фактически под носом у врага? Единственный возможный путь – проложить маршрут там, где никто, «кроме самоубийц, сумасшедших или русских», летать не сможет. 6 450 км – без точных карт – через тундру и тайгу, над полюсом холода и двумя хребтами. Так появилась воздушная трасса «Аляска – Сибирь» – АлСиб. Красноярск, находившийся вдали от фронта, был выбран конечным пунктом маршрута благодаря отличному аэропорту и авиационным специалистам высокой квалификации.

     По этому воздушному мосту с 1942 года по 1945-й доставили из Америки более восьми тысяч боевых самолётов. Американская техника часто ломалась – не выдерживала наших экстремальных температур. Молоденькие лётчики не знали, как с ней обращаться, мешали сложные метеоусловия. Шесть тысяч километров от Фэрбенкса на Аляске до Красноярска усеяны траурными отметками – в авиакатастрофах погибли 115 лётчиков. Каждое «лётное происшествие» скрупулезно фиксировалось в отчетах: за взятое взаймы нужно было отчитываться, именно поэтому старались установить  все места катастроф. Но до сих пор не все самолеты найдены. Не все герои преданы земле.

       Наш рассказ об одной из таких катастроф.

     Самолёты A-20G были новой модификацией хорошо зарекомендовавшего себя в боях американского среднего бомбардировщика А-20 «Бостон». Этот самолёт имел экипаж из двух человек. В передней штурманской кабине была размещена целая батарея из 4 автоматических пушек и двух крупнокалиберных пулемётов.

     27 июля 1943 года очередная группа из девяти самолётов-бомбардировщиков А-20G «Бостон» и одного истребителя Р-39 «Аэрокобра» под командованием командира 9 перегоночного авиационного полка майора Табарчука в 07:38 произвела взлёт и пошла на перегон по маршруту Красноярск-Омск.

      В тот день синоптики давали летчикам благоприятный прогноз: видимость - 4-10 километров, высота облачности – более 300 метров. Основным  ориентиром перегонщиков в те годы служил «компас Кагановича», так называли лётчики Транссибирскую магистраль. Линия железной дороги была хорошо различима в любое время года с различной высоты и помогала ориентироваться экипажам А-20G, которые на перегон шли без штурмана.

       Промелькнули под крылом станции Бугач, Минино, Снежница. Группа приблизилась к станции Кача. С этого момента события начали развиваться стремительно. При подходе к станции Кача перед лидерным самолётом командира полка поднялась сплошная стена кучевых облаков с нижней границей на высоте 240 метров. Командир принимает решение идти под нижней кромкой облачности, нарушив свой же приказ на перелёт, устанавливающий предельную безопасную высоту полёта 300 метров. Самолёты прижимаются ближе к земле. Буквально через несколько минут, при подходе к ст. Зеледеево, нижняя граница облачности опускается ещё ниже, до 180 метров.

       Звено командира снижается под кромку облачности и переходит на бреющий полёт, в лощине, вдоль железной дороги. Остальные повторяют маневр командира. Тяжёлые двухмоторные самолёты мчатся на скорости более 350 км/ч в нескольких десятках метров от рельсов, разворачиваясь вслед за железной дорогой в узком пространстве, между сопками Водораздельного хребта, прижимаемые сверху непроницаемой пеленой облаков. Ещё через 2 минуты видимости не стало до самой земли. С момента начала полёта прошло всего 10 минут. Командир должен был принять решение, связь между самолётами действовала, но ни одной команды с момента встречи с облачностью не поступило. Скорее всего сказалась стрессовая ситуация перелёта или ошибка радиста командирской машины, ведь Табарчук был совсем молодым командиром, он принял командование полком только за три дня до рокового перелёта. Каждый лётчик действовал самостоятельно…

     Майор Логинов (заместителя командира полка), отставший со своим звеном от звена командира, увидев, как самолёты первых звеньев исчезли в облаках, принимает решение и правым разворотом уводит своё звено на обратный курс, чем спасает их и благополучно возвращается на аэродром.

     Из семи самолётов, вошедших в облачность, четыре экипажа, в том числе сам командир полка майор Табарчук, пробили облачность, продолжили полёт поодиночке и благополучно совершили посадку в Омске. Два «Бостона» и «Аэрокобра» в пункт назначения не прибыли.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться