Описание окружающей местности

Николай Титович (по документам – Титыч) Хрусталёв родился в 1908 году в станице Ермоловской (ныне село Алхан-Кала Грозненского района Чечни). Юношеские годы Николая Хрусталёва прошли в городе Грозный. Окончив школу, Николай пошёл строить нефтепровод Грозный–Туапсе.

В 1929 году он поступил в Ленинградское авиационное училище. После его окончания служил в различных авиационных частях, был лётчиком-инструктором в Ейском авиационном училище, а с 1938 года – в Севастополе.

Здесь он готовил известных советских лётчиц – Полину Осипенко, Марину Раскову и Валентину Гризодубову – к дальнему перелёту Севастополь–Архангельск.

Из аттестации на капитана Хрусталёва:

«Энергичен, решителен и настойчив в проведении своих решений. Сообразителен, находчив, быстро оценивает обстановку. Инициативен. Должности лётчика-испытателя и военного звания соответствует. Майор Шовнин Иван Матвеевич».

Великая Отечественная война застала Николая Титовича на кубанском аэродроме в станице Старощербиновской. Он подал заявление с просьбой отправить его на фронт, и был назначен командиром эскадрильи в 11-й авиаполк, который в сентябре 1941 года прибыл на Крымский полуостров.

11-й штурмовой полк Хрусталёва с первых дней обороны дислоцировался в окрестностях Севастополя.

С однополчанами он ежедневно совершал по несколько боевых вылетов на самолетах И-15 и поражал наземные цели наседавших на город фашистов. Небо было его стихией, где Николай Титович совершал «обычные» подвиги каждый день.

Из воспоминаний сына Хрусталёва — Владимира Николаевича: «Мне исполнилось девять лет, когда началась война. Но я помню несколько мирных лет, отца. Больше всего врезалось в память, как он брал меня в район бухты Матюшенко, где на волнах легко покачивались гидросамолеты».

ПОДВИГ ХРУСТАЛЁВА

В ноябре 1941 года, советский лётчик Николай Титович Хрусталёв – заместитель командира 2-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка Военно-воздушных сил Черноморского флота.

Как пишется в книге А.П. Дорохова «Крылатые защитники Севастополя» – «5 ноября 1941 года в районе реки Бельбек (Крым) было обнаружено скопление германских войск. На штурмовку вылетело 20 самолетов 11-го авиаполка ВВС РККА. Они шли двумя группами. Первую вел старший лейтенант Алексей Покалюхин, вторую – капитан Николай Хрусталёв.

Обе группы вышли на цель и по команде ведущих начали штурмовку. Удар был нанесён с высоты 600-800 метров. Внизу вспыхнуло пламя. Загорелись два бронепоезда, взорвался бензозаправщик. Самолёты сделали разворот и нанесли второй удар. Но в это время в воздухе появилось восемь немецких истребителей Messerschmitt Bf.109. Разделившись на четверки, они начали атаку.

Несмотря на то, что советские лётчики имели количественный перевес, бой этот для них был неравным. 11-й авиаполк был вооружен не штурмовиками ИЛ-2, а истребителями И-5. Когда-то эти полуторапланы считались неплохими самолётами. Однако с 1939 года были сняты с вооружения ВВС РККА, как устаревшие. Тяжёлые потери лета 1941-го заставили снова вернуть оставшиеся И-5 в строй, но как лёгкие штурмовики и ночные бомбардировщики. Как у истребителей, шансов против немецких Messerschmitt Bf.109, было не много.

Завязался воздушный бой. Когда капитана Хрусталёва атаковали два вражеских самолёта, друзья поспешили ему на помощь. Используя удачный момент, лейтенант Владимир Фомин сбил один из них. Но второй успел дать очередь по машине капитана. Кабина тотчас наполнилась едким дымом. Самолёт терял высоту. У лётчика была еще возможность спастись на парашюте. Но кругом лежала территория, захваченная врагом, и приземление означало плен. Капитан напряжённо искал выход. Задыхаясь от дыма, он сделал последнее усилие, перевел свой горящий самолёт в крутое пике и на глазах однополчан врезался в скопление вражеской техники. Раздался взрыв, и клубы чёрного дыма поднялись над ущельем.

Так героически погиб бесстрашный лётчик коммунист Николай Титович Хрусталёв, до конца выполнив свой воинский долг.

Из воспоминаний сына Хрусталёва Владимира Николаевича: «Местные жители мне рассказывали, что в течение двух недель захватчики и близко не подпускали людей к месту падения самолёта, настолько большими были их потери. Да и о подвиге отца очень долго мало кто знал. Родом отец был из Грозного. Как-то в Севастополь из столицы Чечено-Ингушетии пришло письмо: так, мол, и так, в Грозном один из проспектов назван именем Хрусталёва. Севастополь, конечно, не пожелал отставать от Грозного. Так и у нас появилась улица Хрусталёва».

За этот подвиг Хрусталёв Н. Т. посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. В посёлке Малое Садовое на месте гибели героя установлен памятник».

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

А теперь ещё немного фактов. Вот казалось бы, всё об этом подвиге известно, если вбить в поисковик имя Хрусталёва, вывалится куча однотипных текстов.

Начнём с полка. Да, 11-й штурмовой авиационный полк в "перечне" №18 (ЧФ) присутствует (22.09.1941-01.02.1942 г.). Сложность в том, что… не всё так просто.

Первая ошаэ сформирована в ВВС ЧФ приказом НК ВМФ № 0884 от 12.09.1941года. Вторая ошаэ – приказом НК ВМФ № 0894 от 16.09.1941.

И, таки, да, 22.09.1941 был сформирован как 11-й штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ при ВМАУ им. Сталина (г. Моздок) по штату 030/156 на основании приказа НК ВМФ № 0911, состоящий из этих эскадрилий. Но, есть нюанс.

К этому моменту, это были уже другие эскадрильи. Всё прослеживается даже по самолётам. 1-я эскадрилья, учившаяся на И-15-х, улетела в Воронеж (на завод), получать Ил-2, после чего, она стала 3-й эскадрильей 18-го штурмового авиаполка (15 Ил-2). При Ейском училище оставались штаб полка (майор Рассудков) и вторая эскадрилья, которая получила в наследство И-15. Но, ненадолго.

Вскоре, 2-я эскадрилья перебрасывается в Крым (но, без матчасти). Практически все они вызвались добровольцами (хотя, такое себе решение: инструкторов на передовую посылать).

Здесь эскадрилья "садится" на откровенное старьё, латанное много-много раз, на И-5 и КОР-1, частично полученные от флота, частично из матчасти эвакуированного Качинского училища.

На 18.10.41 г. в полку было: И-5 – 18 исправных и 15 неисправных, Р-5 – 1 исправный и 1 неисправный, Кор-1 – 2 исправных и 2 неисправных. Откуда это стало понятно? Часть информации нашлась в документах, но кое-что нашлось и в немецких документах, в протоколах допросов наших пленных лётчиков. Сложность данных ещё и в том, что в ряде документов, он обозначен как «истребительный» авиаполк, а, в ряде документов он указан не как 11-й, а, как «II АП», т.е. 2-й авиаполк (идет путаница). Несколько пилотов нашлись в потерях «2-го АП». Как это обстоятельство «выловилось»? По фамилиям.

Самолёты 11-го шап базировались на аэродроме Байдары (да, был такой аэродром в Бельбекской долине).

И вот здесь начинается самое интересное. Естественно, текст про «бронепоезда» – мягко говоря, выдумки автора. Важно другое. Читаем: «Северный склон долины крутой, скалистый, лишён растительности, южный – щедро покрыт лесом. По дну ущелья протекает речушка Бельбек, больше похожая на ручей. Берега ее заросли густым кустарником. Всё это благоприятствовало сосредоточению здесь сил противника. И действительно, наша разведка обнаружила большое количество танков, бронетранспортёров и живой силы врага».

Выкинув важный эпизод из истории обороны Крыма и Севастополя, советская историческая наука была вынуждена скрывать правду. Добавляем детали картины. Приморская армия 5-го и 6-го ноября 1941 года пыталась прорваться по Бельбекской долине. Бой шёл в районе современного села Аромат (Фоти-Сала, Ени-Сала).

Авиация штурмовала немецкие моторизованные колонны, которые шли на выручку попавшему в сложную ситуацию 105-му пехотному полку 72-й пд, одновременно закупоривая долину. Одновременно, со стороны устья Бельбекской долины, от Дуванкоя (Верхнесадового) атаку вели части Приморской армии, уже вышедшие в Севастополь (в основном, 80-й разведбат капитана Антипина). Цитируем дальше.

«И действительно, наша разведка обнаружила большое количество танков, бронетранспортеров и живой силы врага. 5 ноября на штурмовку этих сил из района Байдарских ворот вылетело 20 самолётов 11-го авиаполка. Они шли двумя группами. Первую вёл старший лейтенант Алексей Покалюхин, вторую – капитан Николай Хрусталёв».

Противник отмечает налёт до 15 самолетов «Рата» (это общая кличка наших старичков). Немцы дают четыре группы и… немного в другом районе. В принципе, в составе 11-го шап 20-ти исправных машин И-5 уже не было. Остались 15 исправных И-5 и четыре И-153 (из бывшей матчасти 3-й аэ 32-го ИАП).

Только, если верить документам, Н.Т. Хрусталёв погиб не 5-го, а 6-го ноября 1941 года (и, скорее всего, это так). Почему? Противник, отмечает 6 ноября 1941 года налёт восьми самолётов «Рата» (двумя группами по 4 самолёта) на тылы 172-го артполка, который двигался по Бельбекской долине.

Одна из сбитых машин рухнула на колонну автомобилей. Если это была машина капитана Н.Т. Хрусталёва, то шансов у него не было. Противник пишет о том, что штурмовка велась с высоты 15-30 метров, т.е. на бреющем полёте, и шансов не было никаких. Ни о каком парашюте речь не шла, могла быть аварийная посадка, но пилот выбрал иное решение.

А вот на памятнике дата гибели и вовсе – 12.11.1941 г.

Можно допустить, что документы могут ошибаться, и капитан Н.Т. Хрусталёв погиб не 6-го, а 5-го числа. Но, тогда история получается еще интереснее. Вечером 5-го числа группа из 12 «Рата» возвращалась мимо села Кучук-Сюрень (Малосадовое). Группа была атакована истребителями. По данным свидетелей один сбитый самолёт спикировал на дом, занятый немцами, пилот выбросился на парашюте, и был пленён немцами. Немцы пишут, что самолёт спикировал на дом, похоронив под собой 29 человек, пилот пленён, но фамилия попавшего в плен сержанта совсем другая, а вот дата казни у него вполне могла быть и 12 ноября.

Так что в данной тема пока ещё достаточно белых пятен.

По материалам https://vk.com/wall314938360_40864

и https://dzen.ru/a/Y7beryMGQETzz8Hc

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться