Описание окружающей местности

Будущее – за локомобилем!

 

“Так что такое локомобиль?” – Спросите вы.

Локомобили (от лат. locus — место, mobilis — подвижной).

Локомобили классифицируются на стационарные, передвижные и самодвижущиеся.

Родиной локомобилей является Англия; локомобили, появившиеся здесь в 1840 году, предназначались сначала,  главным образом, для удовлетворения запросов сельского хозяйства, где требуются возможно простые, надежные двигатели легко перемещаемые с одного места на другое. В России локомобили начали строиться около 1875 г. на Людиновском заводе Акционерного Общества Мальцовских заводов.

Вот, например, распространенный локомобиль марки П-25 (4ЛПП-20) относится к передвижным и обладает мощностью до 25 л.с. Он использовался в сельском хозяйстве для молотьбы, для привода в движение сельхоз машин, работающих на стационаре (молотилок, силосорезок и др.).

Передвижные и стационарные локомобили большой мощности использовали в качестве двигателя, приводящего в движение оборудование мастерских, мельниц, маслобойных, насосных установок, электрогенераторов и др. При работе локомобиля отработанный пар и дымовые газы могли быть использованы для сушки, мойки, отопления и других технологических нужд предприятия.

Преимущество локомобиля перед двигателем внутреннего сгорания заключается в возможности использования местного топлива: угля, торфа, дров, соломы и др.

Локомобили просты в уходе и ремонте, долговечны и допускают работу с значительной перегрузкой.

Недостаток локомобиля - низкий к. п. д. (около. 8,5%). В сельском хозяйстве СССР были распространены передвижные локомобили на колёсном ходу мощностью 20, 25 и 75 л. с. "4 ЛПП-20, П-25, П-1, П-3"

 Немного истории.

В начале 20 века изготовлением локомобилей в стране занимались много заводов, но вскоре они были вынуждены отказаться от производства ввиду дороговизны производства.

И только Людиновский завод стал выпускать локомобили серийно и локомобиль был стабильной продукцией.

Все узлы для него изготавливались из своего сырья.

Первые локомобили, изготовленные на заводе, применялись в сельском хозяйстве. Они назывались передвижными.

Их мощность не превышала 4-6 л.с., давление пара в котле 5-6 атмосфер при 100-110 оборотах в минуту.

В начале великой отечественной войны завод был эвакуирован в города Кусу (Челябинская область), Балаково (Саратовская область), Сызрань (Самарская область).

В результате эвакуации оборудования предприятия в Сызрани на его базе практически с нуля был построен Сызранский локомобильный завод, ныне — АО «Тяжмаш».

Немного подробнее про эвакуацию завода.

Эвакуация Людиновского завода началась 2 августа 1941 года и длилась полтора месяца. В Сызрань прибыли 1342 кадровых и инженерно-технических работника — четвертая часть коллектива. 

15 августа 1941 года В Сызрань пришел первый состав с оборудованием Людиновского машиностроительного завода.

Уже в ноябре 1941г. завод смог выдать первую продукцию и в январе 1942г. приступил к выпуску локомобилей и изготовил 27 локомобилей.

В годы войны завод занимался выпуском боеприпасов.

13 декабря 1944 года завод приступил к выпуску мирной продукции.

С завода был отправлен первый эшелон с локомобилями для народного хозяйства Украины.

9 сентября 1943г.  после освобождения Людинова, назад, из Сызрани вернулась часть рабочих. Завод был восстановлен, выпускал боеприпасы и лишь в 1945 г. вновь приступил к выпуску локомобилей.

Всего за 1945г. завод в Людиново выпустил 189 локомобилей и продолжал их выпуск вплоть до 1957 года, после чего перешел на выпуск тепловозов и получил название «Людиновский тепловозостроительный завод».

А вот «Сызранский локомобильный завод» в 1951 году изменил профиль и переключился на выпуск гидротурбин. 

Краткая история Сызранского завода: 

Сызранский локомобильный завод (15 августа 1941— ноябрь 1951);

Сызранский гидротурбинный завод (1951— январь 1957); 

Сызранский завод тяжёлого машиностроения (1957—1976);

Сызранский турбостроительный завод (1976—1990);

Сызранский завод тяжёлого машиностроения (1990—1993);

АО «Тяжмаш» (1993-наст. время).

 

15 августа 2024г. завод АО Тяжмаш отметил свой 83-й день рождения.

 

9 августа 2024 г. у проходной №1 Сызранского завода «Тяжмаш» появился памятник локомобилю.

Как сообщили в заводской пресс-службе, эта инсталляция стала подарком ко дню рождения предприятия и дополнила концепцию нового общественного пространства, которое появилось у проходной после ее реконструкции.

Появление нового общественного пространства с памятником локомобилю у первой проходной завод анонсировал в середине 2023 года. Согласно проекту, на месте бывшей парковки оборудован небольшой сквер для гостей предприятия и жителей района.

Центром его композиции как раз и стала фигура локомобиля - исторического символа «Тяжмаша».

Любопытным фактом является то, что локомобили были первой мирной продукцией АО «Тяжмаш» и сыграли значимую роль в истории предприятия. Завод занимался их производством с 1941 по 1952 годы и за это время выпустил более 6 000 машин сельскохозяйственного и промышленного назначения.

Среди них - локомобили мощностью от 20 до 350 лошадиных сил.

В частности, изготовленные заводом устройства были использованы для строительства Волжской рокады - дороги, по которой доставлялось горючее на Сталинградскую битву.

В заводской пресс-службе выразили уверенность, что новая достопримечательность станет еще одним знаковым местом, где горожане и гости города будут с удовольствием делать фотосессии с «легендой».

ps

Со слов представителя музея предприятия, этот локомобиль обладал мощностью 75 л.с.

Источники:

Маленькая Сызрань

КТВ-ЛУЧ

АО ТЯЖМАШ

Гидроэнергетика России

Библиотека по агрономии

РуВики

НЭБ - Руководство для машинистов и сельских хозяев

Демонстрация работы локомобиля

1925 - Локомобиль (Австрия) Демонстрация

Работа молотилки от локомобиля. Демонстрация

ARTEFACT

Гарант

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться