Локомобиль [VI/33853]
Описание окружающей местности
Будущее – за локомобилем!
“Так что такое локомобиль?” – Спросите вы.
Локомобили (от лат. locus — место, mobilis — подвижной).
Локомобили классифицируются на стационарные, передвижные и самодвижущиеся.
Родиной локомобилей является Англия; локомобили, появившиеся здесь в 1840 году, предназначались сначала, главным образом, для удовлетворения запросов сельского хозяйства, где требуются возможно простые, надежные двигатели легко перемещаемые с одного места на другое. В России локомобили начали строиться около 1875 г. на Людиновском заводе Акционерного Общества Мальцовских заводов.
Вот, например, распространенный локомобиль марки П-25 (4ЛПП-20) относится к передвижным и обладает мощностью до 25 л.с. Он использовался в сельском хозяйстве для молотьбы, для привода в движение сельхоз машин, работающих на стационаре (молотилок, силосорезок и др.).
Передвижные и стационарные локомобили большой мощности использовали в качестве двигателя, приводящего в движение оборудование мастерских, мельниц, маслобойных, насосных установок, электрогенераторов и др. При работе локомобиля отработанный пар и дымовые газы могли быть использованы для сушки, мойки, отопления и других технологических нужд предприятия.
Преимущество локомобиля перед двигателем внутреннего сгорания заключается в возможности использования местного топлива: угля, торфа, дров, соломы и др.
Локомобили просты в уходе и ремонте, долговечны и допускают работу с значительной перегрузкой.
Недостаток локомобиля - низкий к. п. д. (около. 8,5%). В сельском хозяйстве СССР были распространены передвижные локомобили на колёсном ходу мощностью 20, 25 и 75 л. с. "4 ЛПП-20, П-25, П-1, П-3"
Немного истории.
В начале 20 века изготовлением локомобилей в стране занимались много заводов, но вскоре они были вынуждены отказаться от производства ввиду дороговизны производства.
И только Людиновский завод стал выпускать локомобили серийно и локомобиль был стабильной продукцией.
Все узлы для него изготавливались из своего сырья.
Первые локомобили, изготовленные на заводе, применялись в сельском хозяйстве. Они назывались передвижными.
Их мощность не превышала 4-6 л.с., давление пара в котле 5-6 атмосфер при 100-110 оборотах в минуту.
В начале великой отечественной войны завод был эвакуирован в города Кусу (Челябинская область), Балаково (Саратовская область), Сызрань (Самарская область).
В результате эвакуации оборудования предприятия в Сызрани на его базе практически с нуля был построен Сызранский локомобильный завод, ныне — АО «Тяжмаш».
Немного подробнее про эвакуацию завода.
Эвакуация Людиновского завода началась 2 августа 1941 года и длилась полтора месяца. В Сызрань прибыли 1342 кадровых и инженерно-технических работника — четвертая часть коллектива.
15 августа 1941 года В Сызрань пришел первый состав с оборудованием Людиновского машиностроительного завода.
Уже в ноябре 1941г. завод смог выдать первую продукцию и в январе 1942г. приступил к выпуску локомобилей и изготовил 27 локомобилей.
В годы войны завод занимался выпуском боеприпасов.
13 декабря 1944 года завод приступил к выпуску мирной продукции.
С завода был отправлен первый эшелон с локомобилями для народного хозяйства Украины.
9 сентября 1943г. после освобождения Людинова, назад, из Сызрани вернулась часть рабочих. Завод был восстановлен, выпускал боеприпасы и лишь в 1945 г. вновь приступил к выпуску локомобилей.
Всего за 1945г. завод в Людиново выпустил 189 локомобилей и продолжал их выпуск вплоть до 1957 года, после чего перешел на выпуск тепловозов и получил название «Людиновский тепловозостроительный завод».
А вот «Сызранский локомобильный завод» в 1951 году изменил профиль и переключился на выпуск гидротурбин.
Краткая история Сызранского завода:
Сызранский локомобильный завод (15 августа 1941— ноябрь 1951);
Сызранский гидротурбинный завод (1951— январь 1957);
Сызранский завод тяжёлого машиностроения (1957—1976);
Сызранский турбостроительный завод (1976—1990);
Сызранский завод тяжёлого машиностроения (1990—1993);
АО «Тяжмаш» (1993-наст. время).
15 августа 2024г. завод АО Тяжмаш отметил свой 83-й день рождения.
9 августа 2024 г. у проходной №1 Сызранского завода «Тяжмаш» появился памятник локомобилю.
Как сообщили в заводской пресс-службе, эта инсталляция стала подарком ко дню рождения предприятия и дополнила концепцию нового общественного пространства, которое появилось у проходной после ее реконструкции.
Появление нового общественного пространства с памятником локомобилю у первой проходной завод анонсировал в середине 2023 года. Согласно проекту, на месте бывшей парковки оборудован небольшой сквер для гостей предприятия и жителей района.
Центром его композиции как раз и стала фигура локомобиля - исторического символа «Тяжмаша».
Любопытным фактом является то, что локомобили были первой мирной продукцией АО «Тяжмаш» и сыграли значимую роль в истории предприятия. Завод занимался их производством с 1941 по 1952 годы и за это время выпустил более 6 000 машин сельскохозяйственного и промышленного назначения.
Среди них - локомобили мощностью от 20 до 350 лошадиных сил.
В частности, изготовленные заводом устройства были использованы для строительства Волжской рокады - дороги, по которой доставлялось горючее на Сталинградскую битву.
В заводской пресс-службе выразили уверенность, что новая достопримечательность станет еще одним знаковым местом, где горожане и гости города будут с удовольствием делать фотосессии с «легендой».
ps
Со слов представителя музея предприятия, этот локомобиль обладал мощностью 75 л.с.
Источники:
НЭБ - Руководство для машинистов и сельских хозяев
Демонстрация работы локомобиля
1925 - Локомобиль (Австрия) Демонстрация
Работа молотилки от локомобиля. Демонстрация







