Красная и Белая в Томске [MV/33810]
Описание окружающей местности
До второй половины 19 века тон развитию ислама в Томске задавали сибирские бухарцы, потомки переселенцев из Средней Азии. Ситуация начинает меняться после отмены крепостного права и земельной реформы, когда в Сибирь переселяются тысячи семей из европейской части страны, в том числе татары Поволжья. Новые жители Сибири резко активизируют религиозную и общественную жизнь Томской губернии. В числе переселенцев - семья Амина Хамитова из Пензенской области, двое сыновей (из четырех) которого оставили яркий след в истории Томска. Старший сын Хамза, окончив медресе в Бухаре, становится Томским ахуном. Его брат, купец Карим Хамитов – известным меценатом, одним из основателей Томского общества мусульман-прогрессистов. В 1901 году ахун Хамза Хамитов закладывает на месте сгоревшей деревянной мечети в Татарской слободе Томска исламский комплекс с каменной соборной мечетью и школой. Первая каменная мечеть была построена в течение трех лет и заработала в 1904 году. По данным краеведов, основные средства для строительства крупнейшей в Сибири каменной мечети предоставил брат ахуна купец Карим Хамитов. Меценат, кстати, помогал не только мусульманской общине. На его средства была построена водонапорная башня, которая обеспечивала водой все центральную часть города.
В начале 20 века с открытием Первой соборной мечети и мусульманских школ, религиозная жизнь «магометан» Томска особенно бурлит. Издается мусульманская газета «Сибирия», проводятся благотворительные вечера, театральные постановки. На джума-намазы людей собирается огромное по тем меркам количество, народ уже не вмещается в молитвенный зал, и тогда ахун Хамза Хамитов принимает решение построить в городе вторую каменную мечеть. На каждой пятничной молитве верующие жертвуют большие суммы для строительства новой мечети. Новая мечеть, построенная в 1913 году по проекту главного губернского архитектора Андрея (Генриха) Лангера, имевшего австрийские корни. Автор десятков проектов, в том числе нескольких томских церквей, синагоги, драматического театра. А. Лангер спроектировал Белую мечеть в стиле модерн с исламским декором и резьбой по камню. Здание новой мечети было построено на улице Московский тракт у въезда в город, и получила название Белой по цвету стен, официально она называлась «Вторая соборная мечеть Томска». Соответственно «Первую соборную мечеть Томска» в народе стали называть Красной, так как выстроена она из красного кирпича.
С приходом советской власти томские мечети постигла та же участь, что и другие дома поклонения Всевышнему по всей стране. Красная была закрыта в 1931 году, Белая – в 1939-м. После ареста в 1937 году всей пришедшей на джума-намаз общины Белой мечети (а это в основном были старики) и обвинения их в членства в сибирском филиале мифической «Мусульманской военно-повстанческой организации «Гаскери Уешма», никто уже не рисковал приходить на молитвы. Полгода после массового ареста мечеть пустовала, затем вдова расстрелянного 71-летнего имама Шакира Япарова обратилась в горсовет с просьбой забрать у нее ключи. 10 октября 1939 года Томский облисполком вынес постановление о передаче здания Белой мечети в пользу татарской школы. Впоследствии здесь размещались зернохранилище и цех карандашной фабрики. В свою очередь здание Красной мечети использовалось как кинозал, ликёроводочный завод, цех завода пищевых продуктов «Томский». Известно, что в подвале Белой мечети прошли последние дни престарелого ахуна Хамзы Хамитов. В период репрессий был расстрелян и последний имам Красной мечети, бывший депутат царской государственной Думы Ямалетдин Хурамшин. В здании мечети в советское время размещались кинозал, ликероводочный завод.
Белая мечеть была передана тогда еще единой мусульманской общине Томска в 1990 году, в 1999-м восстановлена в первозданном виде. Сегодня здесь размещается Томское отделение ДУМ Сибири. Когда нет намаза, туристов пускают внутрь, чтобы они могли полюбоваться живописными интерьерами.
Здание Красной мечети («Хамитовского медресе») передавалось поэтапно. В 1995 г. мусульмане получили три комнаты в двухэтажном помещении. Через два года – весь корпус бывшей «Казанской магометанской приходской школы». Это здание в наши дни и называют в городе Красной мечетью и в нем на втором этаже проводятся джума-намазы. Основной объект исторического комплекса – само здание Красной мечети по соседству – окончательно перешло во владение мусульманской организации в 2003 году. в полуразрушенном состоянии. В 2014 году на средства представителей Чеченской Республики активно восстанавливается, возводятся утраченные минарет и купол. В декабре 2014 года была завершена реставрация Красной мечети. В марте 2015 года состоялась церемония открытия реконструированного здания.
Томск – один из немногих городов России, где без бюрократических проволочек мусульманам вернули весь комплекс Красной мечети и Белую мечеть, причем сделали это разумно, разделив объекты между двумя мусульманскими структурами – ДУМ Азиатской части России и ДУМ Сибири Омского муфтията.







