Станция Гродно [VI/33792]
Описание окружающей местности
«Жизнь – вокзал», – так написала известная поэтесса Марина Цветаева. Судьба железнодорожного вокзала в Гродно неразрывно связана с историей Белорусской магистрали: в декабре 1862 года открылось регулярное движение поездов на магистрали Санкт-Петербург – Варшава.
Санкт-Петербурго-Варшавская была второй железной дорогой в России и имела колею шириной 1524 мм. В циркуляре Виленского, Гродненского, Минского и Ковенского генерал-губернатора от 1 марта 1852 года «О сооружении Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги» отмечалось: «Государь Император высочайше повелеть соизволил: соорудить железную дорогу от С.-Петербурга к Варшаве. Дорогу эту именовать Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога. Работы начать с 1852 года, приступив к ним как от Санкт-Петербурга, так и от Варшавы». Новая магистраль должна была пройти через Лугу, Псков, Динабург, Вильно, Гродно, Белосток. К исходу ноября 1862 года все работы, необходимые для безопасного движения поездов, были окончены, и сформирован личный состав службы по движению. В декабре этого же года начала действовать станция Гродно. Ее прошлое тесно связано с историей областного центра и Беларуси в целом. Так, во время восстания 1863 – 1864 гг. гимназисты и мелкие чиновники пытались угнать со станции товарный поезд. Правда, захватить им удалось только паровоз. На нем в Поречье отправились 15 человек. По дороге их заметил военный дозор, который и поднял тревогу. До места назначения добрались лишь десять повстанцев. Сегодня о событиях того времени напоминает памятный барельеф работы Владимира Пантелеева на фасаде нынешнего здания железнодорожного вокзала. первое такое сооружение в Гродно было деревянным.
Спустя шесть лет после начала регулярного движения его сменило капитальное строение, больше напоминавшее дворец или ратушу, ставшее подлинным украшением и визитной карточкой города. По своей архитектуре вокзал был ярким примером эклектики: элементы классицизма, строгая симметрия, галереи, полуколонны, пилястры тосканского ордера. Главный вход размещался в центральной двухэтажной части здания, которая соединялась галереями с двумя флигелями. На первом этаже располагались вестибюль и кассы, на втором этаже и в боковых крыльях – залы ожидания. Столь масштабная по тем временам постройка свидетельствовала об увеличении пассажиропотока – до 60 тыс. человек в год. В конце ХIХ века здесь ежедневно курсировали два пассажирских состава и один почтовый. количество поездов, следовавших через Гродно, росло, сокращалось время в пути. К примеру, если изначально путешествие из Санкт-Петербурга в Варшаву занимало около 35 часов, то с выводом на линию экспрессного маршрута оно составляло уже 23 часа. Популярными были и маршруты от Гродно до Белостока и Вильно. из Варшавы в Вильно и обратно ходили товарно-пассажирские поезда.
Гродненские железнодорожники были активными участниками всех политических событий того времени – в 1887 – 1894 годах входили в состав революционного кружка. Кроме того, они участвовали в октябрьской всероссийской политической стачке в 1905 году. В 1914-м вокзал посетил император Николай II с семьей. Вот как об этом писал начальник дворцовой охранной агентуры Спиридович: «1 ноября в 10 ч. утра государь прибыл в Гродно, а полчаса спустя туда прибыла государыня с двумя старшими дочерьми. Была торжественная встреча на вокзале. После завтрака Государь осматривал форты. Погода была убийственная. Дул сильный холодный ветер. Государь, не замечая этого, ездил с форта на форт и спокойно выслушивал доклады генерала Кайгородова».
Через год после начала Первой мировой войны Гродно заняли войска кайзеровской Германии, а в апреле 1919 года город передали легионерам Пилсудского. по условиям мирного договора 1921 года город в составе Западной Беларуси отошел к Польше.
Железнодорожный вокзал находился в самой гуще военных перипетий: его как стратегический объект захватывали одним из первых. В составе Польских железных дорог станция Гродно утратила былое значение: поезда шли только в западном направлении. Впрочем, в это время появились и свои ноу-хау. К примеру, с вокзала в Вильно, Варшаву и Краков начали отправляться первые туристические составы, заполненные школьниками.
А в 1923 году в Гродно прибыл президент Польши Войцеховский, которому устроили пышный прием.
Жизнь вокзала неспешно текла в русле развития провинциальной станции. Изменения произошли в 1939-м, когда войска Красной армии начали занимать территорию Западной Беларуси. К примеру, в сентябре 1939 года в здании вокзала еще находился польский штаб обороны Гродно генерала Пршедетского, а через несколько недель уже было создано Временное управление, начались советские преобразования. В декабре 1939 года Приказом НКПС на территории Западной Беларуси была образована Белостокская железная дорога. Но вскоре началась война, и город перешел в руки фашистов.
В годы Великой Отечественной на станции Гродно действовали подпольщики – они выводили из строя паровозы, устраивали крушения поездов. Военное лихолетье не пощадило вокзал: вместе с паровозным депо, водонапорной башней и железнодорожным мостом через Неман он был взорван во время отступления немецкой армии.
Поднимать вокзал из пепла железнодорожники начали сразу же после освобождения города. К осени 1944 года было практически заново отстроено правое крыло, и из Молодечно в Гродно переехало управление Белостокской дороги. К 1948 году гродненский вокзал восстановили полностью. Более того, пристроили двухэтажный корпус со служебными помещениями, а над галереями появился дополнительный этаж. В центральной части разместились кассы, зал ожидания, небольшая парикмахерская, в правом крыле – ресторан, в левом – в разное время находились зал ожидания и таможня. На втором этаже были служебные помещения, диспетчерская и кабинет начальника вокзала.
В середине 80-х годов ХХ века эту постройку, посчитав ее тесной, снесли. И практически на том же месте возвели новый вокзал. Интересно, что его проект архитектурная мастерская московского проектно-исследовательского института «Мосгипротранс» разработала, а Главное пассажирское управление Министерства путей сообщения СССР утвердило еще весной 1976 года. Документ предполагал создание полного общественно-транспортного комплекса, включающего гостиницу, почтамт. Здесь впервые в стране намеревались обслуживать пассажиров внутрисоюзного и международного сообщения независимо от направления пассажиропотоков. В проекте были предусмотрены специальные тоннели с выходами на привокзальную площадь и в павильон с кассовым залом. На крыше предполагалось разместить четырехстороннее информационное электротабло с часами и указаниями прибывающих и отправляющихся поездов. К сожалению, проект был реализован лишь частично. Тоннели, к примеру, так и остались мечтой. Далек от изначального плана и вид привокзальной площади. Тем не менее в апреле 1986 здание сдали в эксплуатацию. Оно было рассчитано на 1000 пассажиров, со среднегодовым потоком 1,5 млн. человек. Кроме пригородных и междугородных рейсов поезда из Гродно шли в Париж, Варшаву, Ленинград, Вильнюс.





