Борис Андреев. От станка до театральной сцены [VI/33785]
Описание окружающей местности
Борис Андреев родился в Саратове в рабочей семье. Когда ему исполнилось пять лет, родители переехали в соседний городок Аткарск и устроились в мастерскую по ремонту сельскохозяйственного оборудования. В 1923 году Андреев пошел в первый класс. Вместе со своими друзьями после уроков он часто репетировал сценки для школьных концертов. Но о профессии актера он не мечтал: в 1930 году, после окончания семи классов, Андреев поехал в Саратов поступать в сельскохозяйственный техникум. С таким образованием он легко мог найти работу в Аткарске. Правда, до приемной комиссии Андреев не дошел. В дороге он познакомился со строителями Саратовского комбайнового завода, которые уговорили устроиться туда: предприятию как раз требовались слесари-электромонтеры.
О том, что при комбайновом заводе есть кружок самодеятельности, Борис Андреев узнал случайно. Будущего актера попросили построить декорации для спектакля, и он пришел за досками в разгар репетиции. Юношу сразу заметил художественный руководитель Иван Слонов: внешне сильный, крупный Андреев подходил на роли передовиков производства. Режиссер предложил ему записаться в драмкружок. Слонов учил технике речи и показывал приемы, которые помогали вжиться в роль. Вскоре Андреев исполнял все главные роли в заводских спектаклях.
В 1933 году Борис Андреев по совету режиссера поступил в Саратовский театральный техникум. Совмещать работу и учебу удавалось с трудом — он даже думал бросить техникум. Однако Слонов убедил дирекцию завода, что Андреев станет знаменитым актером. Администрация пошла на уступки. Чтобы слесарь смог сосредоточиться на учебе, ему снизили количество часов в сменах, а на четвертом курсе и вовсе освободили от работы и назначили стипендию из фонда предприятия. В 1937 году Андреев закончил техникум и получил диплом актера. Он вспоминал: «На всю жизнь останется в моей памяти день, когда я пришел после защиты диплома в родной цех завода. Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием». На ежегодном собрании цеха старший слесарь Королев сказал: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актера».
В 1937 году, через несколько месяцев после вручения дипломов, Бориса Андреева взяли на работу в Саратовский драматический театр имени Карла Маркса. Первым спектаклем молодого актера стал «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова, в котором ему досталась эпизодическая роль — он озвучивал собаку.
Я исполнял эту роль в течение сезона. Делал я ее со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке.
В 1938 году Борис Андреев вместе с Саратовским театром отправился на гастроли в Москву. После одного из спектаклей к актеру подошли ассистенты известного режиссера Ивана Пырьева: они искали артистов для музыкального фильма «Трактористы». Андреев вспоминал: «Я стоял за кулисами и курил. В это время ко мне подошли двое и поинтересовались, я ли актер Саратовского театра Андреев. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал я. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию». На следующий день актер получил роль Назара Думы — грубоватого и порывистого колхозника. По сюжету герой Андреева притворялся женихом ударницы Марьяны Бажан и этим чуть не помешал ей найти настоящую любовь. Исполнитель главной роли Николай Крючков писал: «Это была первая его роль в кино, а сыграл он ее очень уверенно, профессионально, с чувством меры, нигде не «пережимая», хорошо взаимодействуя с партнерами. В нем сразу же обнаружился недюжинный актерский талант».
На съемках картины Борис Андреев подружился с актером Петром Алейниковым. После выхода на большой экран «Трактористов» в 1939 году Алейников предложил другу переехать в Москву и найти работу в кино. Андреев согласился. Уже через несколько месяцев они вместе сыграли лейтенантов в картине Эдуарда Пенцлина «Истребители». В это же время режиссер Леонид Луков одобрил Бориса Андреева на эпизодическую роль шахтера Харитона Балуна в фильме «Большая жизнь». Обе ленты стали лидерами кинопроката в 1940 году: «Истребителей» посмотрели 27 миллионов советских зрителей, «Большую жизнь» — почти 19 миллионов. Андреев стал знаменитым.
Началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года всех сотрудников киностудии «Мосфильм» эвакуировали в Среднюю Азию. Перед режиссерами того времени стояла задача снимать кино, которое поднимало бы боевой дух солдат. В 1942 году Леонид Луков приступил к съемкам картины «Два бойца». Сценарий фильма о фронтовой дружбе написали по повести Льва Славина «Мои земляки». Режиссер объяснял: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг».
На главную роль Саши Свинцова Бориса Андреева одобрили сразу. Критик Татьяна Иванова писала: «В этом фильме Андреев доказал, что способен играть по самому большому счету. Не только умножать варианты своих упрямых парней, но и превращать их в выразителей народного характера, народной души, всполыхнутой войной, потрясенной, но непоколебимой». Режиссер снимал днем и ночью: картину нужно было закончить как можно скорее. Специально для картины композитор Никита Богословский сочинил знаменитые военные песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали». В октябре 1943 года ленту показали солдатам на передовой.
В 1945 году Борис Андреев вернулся в Москву и устроился в Государственный театр киноактера. Туда приходили артисты «Мосфильма», временно оставшиеся без работы в кино: сразу после войны государство выделяло мало денег на кинопроизводство. В 1947 году режиссер Иван Пырьев пригласил актера на съемки музыкального фильма «Сказание о земле Сибирской». По сюжету талантливый пианист повредил руку на войне и лишился возможности играть. Тогда музыкант решил изменить жизнь и отправился в Сибирь. Борис Андреев исполнил в картине эпизодическую роль влюбленного шофера Якова Бурмака. В 1948 году творческую группу фильма наградили Сталинской премией первой степени.
В 1949 году Борис Андреев снова снялся у Пырьева: режиссер работал над фильмом «Кубанские казаки». Музыкальную комедию о социалистическом соревновании между колхозами отметил Иосиф Сталин. Посмотрев фильм, он сказал: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством».
Вскоре Бориса Андреева пригласили на главную роль в киноэпопее «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. Отказаться от роли он не мог: идея картины принадлежала самому Сталину. История сталевара, которого дважды благодарит за трудовые и военные подвиги лично глава государства, стала третьей по популярности в прокате 1950 года.
Со своей женой Борис Андреев познакомился в троллейбусе, когда актер вместе с другом Петром Алейниковым ехал со студии. Алейников вспоминал: «Я ему в шутку говорю: «Какая дура за тебя пойдет, за такую глыбу, за лаптя деревенского? Посмотри на себя в зеркало!» Тогда Борис Андреев поспорил с другом, что женится на первой девушке, которая войдет на следующей остановке. Ей оказалась студентка Российской академии музыки имени Гнесиных Галина. Актер проводил девушку до дома. Вскоре они поженились. Галина Андреева отказалась от занятий пением и посвятила себя семье.
В 1952 году у пары родился сын Борис. Он стал профессором Московского государственного университета культуры и искусств.
Работы у Бориса Андреева было много: он каждый год снимался одновременно в нескольких фильмах. Сын актера вспоминал: «Папа очень быстро уставал, потому что ему приходилось много работать. От колоссального напряжения у него поднималось давление, кровь шла из носа. В перерывах между съемками он плюхался плашмя на диван в павильоне, чтобы хоть немного прийти в себя». У Андреева начались проблемы со здоровьем. Однако меньше работать он не стал: в конце 1960-х годов на экраны вышло пять фильмов с его участием.К 1979 году на счету Бориса Андреева было уже 50 картин.
Последней работой актера стал фильм «Слезы капали» Данелии. Завязку сюжета режиссер позаимствовал у сказки «Снежная королева»: жителю небольшого города в глаз попал кусок волшебного стекла, и с тех пор он везде видел только плохое. Главную роль исполнил Евгений Леонов, а Борис Андреев сыграл его однополчанина Николая Ваничкина.
Весной 1982 года после съемок актер внезапно почувствовал себя плохо. 24 апреля Борис Андреев скончался. Причиной смерти стало переутомление. Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
В память об актере Борисе Андрееве, как о первом саратовском народном артисте СССР, в Саратове открыли памятную доску.
Мемориальную доску установили на фасаде здания Городского дома культуры национального творчества, где раньше располагался клуб Саратовского завода комбайнов, в котором актер проработал четыре года.
Торжественное мероприятие открыл ветеран авиазавода и инициатор увековечивания памяти актера Александр Бернадский. «Памятная доска установлена на очень символичном, для народного артиста, месте – там, где он получил свою производственную и творческую путевку в жизнь», - отметил он.
Глава администрации Заводского района Олег Курицын подчеркнул, что это действительно знаковое место. «Примером Бориса Андреева смогут вдохновляться наши дети и внуки, и, возможно, они вольются в творческую плеяду актеров и режиссеров, которыми славится наша саратовская земля!»
Источник: https://www.culture.ru/






