Козинский виадук. Чёртов мост [TR/33747]
Описание окружающей местности
Железная дорога Абакан — Тайшет, которую ещё называют «Трасса мужества», строилась в 1958—1965 годах, как продолжение железной дороги Новокузнецк — Абакан (участок Южсиба), построенной в 1949—1950 годах. «Трасса мужества» проходит в горно-таёжной местности высшей категории трудности с очень тяжелыми климатическими условиями. А самым сложным по рельефу считается участок между станциями Джегба – Щетинкино.
Именно на этом участке, который также называют «Джебская петля», в самой узкой его части, в 1963 году было завершено строительство Козинского виадука. В этом месте железнодорожные пути образуют гигантскую петлю в форме английской буквы s, причём сначала поезд ныряет в Козинский тоннель, затем в 3-й Дежбский, и при выезде из этого тоннеля с высоты открывается вид на виадук, по которому через несколько минут предстоит проехать, а после виадука ждёт 2-ой Джебский тоннель.
Мост длиной 355 метров стоит на бетонных опорах, достигающих 65 метров в высоту. При строительстве Козинский виадук был самым высоким железнодорожным мостом в СССР. Уникальное для своего времени сооружение возвели специалисты Мостоотряда № 3.
Считается, что название виадука произошло от протекающей недалеко горной речки Коза, а в народе его часто именуют «Чёртов мост». Так между собой называют Козинский виадук железнодорожники. По одной из версий, такое имя мосту дали сами строители: техника безопасности в те годы соблюдалась плохо. По другой – «Чертовым» его назвали водители за крутизну ведущей к нему дороги.
Проектировали этот виадук сразу под два пути, даже поставили соответствующей ширины опоры, но в 1963 году, исходя из потребностей времени, сделали мост однопутным.
В первом десятилетии 2000-х спрос на перевозки по этой дороге заметно вырос, и Козинский начал «тормозить» движение поездов. Без второго пути было уже не обойтись, поэтому КрасЖД приняла решение о реконструкции.
Модернизация велась в течение 6 лет, причем без остановки движения поездов: она завершилась в 2020 году. Железнодорожникам пришлось укрепить методом бетонных инъекций 65-метровые опоры и установить новые 170-тонные пролеты из современных композитных материалов (они в два раза легче, но при этом прочнее старых). Внутри опоры были и остаются полыми.
Теперь по Козинскому виадуку грузовые поезда идут одновременно в двух направлениях, это и обычные грузовые маршруты и угольные составы повышенного веса – 7 100 тонн (до реконструкции предельно допустимым был вес 6 030 тонн).







