Описание окружающей местности

      Василий Исидорович Киквидзе родился 28 февраля (12 марта) 1895 года в городе Кутаиси. На седьмом году жизни Васо лишился отца. Мать вторично вышла замуж. Отчим-служащий и дед по матери нашли средства для устройства мальчика в кутаисскую гимназию.

      Считается, что уже в 12-летнем возрасте Васо принял участие в революционном движении. Шустрый парнишка разносил по городу листовки.

     Гимназию Васо так и не закончил. То ли был исключен по причине неблагонадежности, то ли ушел сам из-за нехватки средств, но с 1910 года он устроился рабочим на кирпичный завод.

      Однако ума и упорства мальчику было не занимать. Он смог экстерном сдать экзамены за курс гимназии. Это полное образование дало ему возможность пойти в армию не рядовым, а вольноопределяющимся с перспективой производства в офицеры.

     Только вот в чем фокус: не хотел Васо идти на войну ни рядовым, ни вольнопёром, ни офицером. Уже в 1915 году он попытался уклониться от призыва, симулируя болезнь. Не прокатило. Тогда в 1916 и 1917 годах Киквидзе дважды дезертирует из армии. После первого раза наказания не последовало, а вот за второй побег парню грозил расстрел.

     От смертной казни или от каторги Васо спасла Февральская революция.

     Теперь Василий уже сам рвется в армию. Записав себя в эсеры, он отправляется на Юго-Западный фронт.

    Уже в марте 1917 года Киквидзе начинает завоевывать популярность в комитетах. Произнесенная им перед солдатами 3-го запасного кавполка речь закончилась убийством командира. Вскоре Василий возглавил комитет 6-й кавдивизии.

    К октябрю авторитет Киквидзе вырос еще больше. Когда уже после взятия власти большевиками проходил чрезвычайный съезд Юго-Западного фронта, Василия избрали во фронтовой военно-революционный комитет.

   ВРК разместился в Ровно. С целью формирования на местах отрядов Красной гвардии Киквидзе отправился с объездом подразделений. Пока он отсутствовал, Ровно захватили гайдамаки, арестовавшие фронтовой ВРК.

    1 (14) января 1918 года вернувшийся Киквидзе смог мобилизовать пробольшевистски настроенные части и атаковал гайдамаков. Ровно было захвачено красными. Развивая успех, Киквидзе повел свой отряд на Житомир и Бердичев. Дальше был Киев. Отряд Киквидзе атаковал столицу Украины одновременно с отрядами Муравьева.

   Здесь Василий Исидорович укрепил свой отряд, доведя его численность до пяти с половиной тысяч человек. Поскольку Муравьев отправился в Одесскую республику, отряд Киквидзе остался единственной боевой красной силой в районе Киева. И даже получил статус армии с номером 4.

      Но как бы ни круто выглядела 4-я армия на фоне прочих отрядов на Украине, оказать сопротивление надвигающимся немецким дивизиям она, конечно, не могла. 1 марта 1918 года Киев был оставлен красными, и в него вошли петлюровцы, а следом за ними немцы.

      После подписания Брестского мира части Киквидзе были выведены в Тамбовскую губернию. 

    В мае – июне 1918 г. в Тамбове была сформирована стрелковая дивизия под командованием В.И. Киквидзе. Дивизия входила в группу войск, прикрывавших направление на Тамбов и железную дорогу на Поворино, обеспечивая связь Царицына с центром. Для укрепления дивизии Киквидзе поручил своему другу, анархисту, матросу Балтийского флота Анатолию Железнякову сформировать в Елани 3-й Еланский полк. Железняков быстро сформировал и подготовил полк к боям. Вскоре началось наступление Донской армии на железную дорогу на Поворино. Еланский полк в составе дивизии Киквидзе участвовал в успешном отражении наступления Донской армии.

     Донские части после перегруппировки в августе 1918 г. начали новое наступление на дивизию Киквидзе. К 3 августа части Киквидзе отошли на линию Красный Яр – Елань – Поворино. В составе дивизии Елань оборонял Еланский полк под командованием Железнякова. Донские части взяли дивизию Кикивидзе в полукольцо. Дивизия Киквидзе медленно отступала. 1 сентября 1918 г. командующий 9-й армией Сытин прислал приказ Киквидзе отвести Еланский полк в штаб Южного фронта. Штаб перевел Еланский полк на другой боевой участок недалеко от  Киквидзе. 

     В ночь с 11 на 12 января Киквидзе лично отправился в передовую цепь на разведку. Тут он и получил роковую пулю в грудь.

     Позже много говорили о том, что пуля была чекистская, а не казачья. Но такие слухи всегда возникают при гибели или неожиданной смерти популярного в войсках, но не любимого начальством командира.

    Как бы то ни было, а легенда не состоялась. Киквидзе пал накануне больших боев. С другой стороны, не дожил и до репрессий. Его именем дежурно назвали улицы, 16-ю дивизию, но до славы Чапаева он так и не добрался. Сегодня мало кто вспомнит комдива Киквидзе.

Источник: https://dzen.ru/a/Z7tI1zUIP2L9qE2C

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться