Описание окружающей местности

 Железнодорожный вокзал в Могилеве по праву называют архитектурной жемчужиной города на Днепре. Построенное в стиле позднего классицизма, это здание и впрямь больше напоминает дворец. И что особенно удивительно, вокзалу почти удалось сохранить свой первоначальный облик.

В 1900 году Николай ІІ утвердил Положение, которое предусматривало постройку железнодорожного пути от Витебска до станции Жлобин. Станция Могилев задумывалась как пассажирская – был запланирован довольно крупный вокзал. Его проект предусматривал модную в то время коридорную систему планировки. Пространственная структура здания имела строго симметричное решение с двумя небольшими пристройками в торцах.

С 19 по 21 декабря 1902 года комиссия под председательством старшего инспектора-инженера В. М. Панова принимала и освидетельствовала станцию Могилев. В акте освидетельствования под п. 27 сообщается «Вокзал станции Могилев облицован киевским кирпичом, крыша покрыта 12-фунтовым листовым железом. Имеется центральное отопление по системе Кайффера. Имеется помещение на вокзале для временного пребывания членов правительства».

Вокзал был построен на тот момент в трех верстах от центра города. Через 8 лет к нему была проложена линия конки. Пассажиров на вокзал доставляли извозчики. А с 1911 года до вокзала можно было добраться на двух таксомоторах, владельцем которых был Самуил Сагал, родственник знаменитого художника Марка Шагала.

В годы Первой мировой войны на железнодорожной станции Могилева проходил службу в должности военного санитара русский поэт Сергей Есенин. Именно здание вокзала стало последним свидетелем пребывания в городе императора Николая II.

В августе 1915 года немецкие войска вторглись на территорию Беларуси, в связи с чем Ставка Верховного главнокомандующего российской армии была перемещена в Могилев. На станции Могилев был сооружен специальный тупик для царского поезда.

Во время Великой Отечественной войны на станцию легла вся тяжесть эвакуации людей и оборудования, здание вокзала было серьезно разрушено, но уже в 1945 году был произведен его капитальный ремонт.

В период с 1956 по 2004 годы был выполнен ряд реконструкций вокзального комплекса. Последние изменения были внесены в 2000–2004 гг., после чего она обрела современный вид, не утратив при этом шарма прошлого. Сегодня вокзал Могилева обслуживает областной центр с населением почти в 400 тысяч человек.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться