Описание окружающей местности

Станция "Екатеринбургъ-II" была открыта в 1885 г. В Николин день 11 декабря 1885 года (по старому стилю, по новому — 19 декабря) прошло торжественное открытие станции и Екатеринбурго-Тюменской ветки в присутствии Пермского губернатора. За пять дней до открытия станции с вокзала был пущен поезд по будущей Тюменской линии.

П.П. Бажов в своей повести «Дальнее-близкое» описывает станцию так:
«Хотя «железный круг» нестерпимо тянул, пришлось это отложить. Он был еще дальше, у грузового вокзала, или как он тогда назывался «Второго Екатеринбурга». Конечно, вокзал грузовым быть не может, это П.П. Бажов по памяти называет саму станцию.

В то время от станции Екатеринбург-I в сторону станции Екатеринбург-II отходила одноколейная железнодорожная ветка, проложенная вдоль окраинной улицы Вторая Восточная (сейчас - ул. Восточная), По другую сторону линии, среди лесного массива на плане обозначены лишь кордон, два кладбища и здание горного института.

В 1896 г. к станции Екатеринбург-II были подведены пути железнодорожной ветки на Челябинск. После завершения в 1913 г. строительства железной дороги Тюмень - Омск, это направление стало северным ходом Транссиба. С 1900 г. Екатеринбург-II был грузовой станцией Пермской магистрали.

Станция "Екатеринбургъ-III" появилась не ранее 1912 г., с началом строительства ж. д. ветки на Тавду, и первоначально относилась к частной Северо-Восточной Уральской ж. д. Эта станция находилась у самого спуска современного моста к улице Вишневой. 

Станции Екатеринбург-II и Екатеринбург-III принадлежали разным железным дорогам, и перед станцией ж. д. линия раздваивалась, далее пути шли параллельно друг другу на расстоянии 70 саженей (~150 метров). Во внутреннем межстанционном разрыве были проложены станционные ж. д. пути, образовав парк товарной станции, для стоянки и формирования грузовых поездов. Кроме этого, вблизи станции находились угольные склады. Вокзальные здания на станциях Екатеринбург-II и Екатеринбург-III проектом не предусматривались, хотя станционные служебные здания имелись. В те годы это была малолюдная окраина города, вблизи станции Екатеринбург-II располагались Спасское и Австрийское кладбища, жилые дома были только по улице Вторая Восточная.

В годы Гражданской войны станция Екатеринбург-II стала эпицентром произошедших здесь исторических событий. 30 апреля 1918 года на станцию Екатеринбург II был доставлен поезд с «бывшим царем» Николаем II и его семьёй.

Окончание маршрута отражено в дневниках Николая Александровича и Александры Федоровны следующими записями: «17/30 апреля. Вторник. В 8.40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые и поезд перешел к другой — товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда».

Таким образом поезд на станцию Екатеринбург-I прибыл утром, но высаживать здесь узников не стали. После продолжительной стоянки в 12 часов дня поезд отправили в обратном направлении, на предыдущую станцию Екатеринбург-II. Это было сделано из соображений конспирации, чтобы не привлекать излишнего внимания местных жителей. Поезд был отправлен на малолюдную станцию на окраине города, где и был поставлен на один из станционных путей грузового парка станций Екатеринбург-II и Екатеринбург-III. Этот грузовой парк находился между станциями. На станции Екатеринбург-II и произошла передача Яковлевым арестованных Царских узников большевикам, под расписку председателя Уралсовета Белобородова и члена областного исполнительного комитета Дидковского. При передаче присутствовали их соратники Голощёкин и Авдеев. В дом инженера Ипатьева царскую семью доставили около 15 часов дня.

Со временем, после объединения двух железных дорог в одну общую - Пермскую железную дорогу, необходимость в содержание двух станций на одной площади отпала, их объединили в одну станцию - Екатеринбург-II. Точная дата объединения станций неизвестна, но на картах 1920 и 1922 гг. ещё отмечались Екатеринбург-II и Екатеринбург-III.
Возможно одновременно с объединением станций произошло переименование. Станция стала носить название «Сибирская». Это отмечено на карте 1924 года. А в 1925 году станция получила современное название «Шарташ».

В советские годы станция превращается в один из торговых и деловых центров Свердловска. Так, в конце 1920-х гг. помимо баз различных предприятий и учреждений были построены многочисленные пути, которые со станции отходили в сторону близлежащих предприятий Свердловска.
В 1930-е годы к станции был добавлен дополнительный подход со стороны Егоршинской ветки. Также в это время одноколейный перегон Свердловск-Пассажирский - Шарташ был переделан в двухпутный.

Полноценный вокзал на станции появился в 1950-е гг., когда было начато массовое движение скоростных поездов по стране. При этом станция была пассажирской и ранее, но вокзал почему-то построили намного позже. Вокзал был деревянным и имитировал в дереве мотивы классики. На перрон он выходил сдвинутой вправо входной частью с врезанным в углублении над дверями витражом, левее — образованной парами квадратных стоек колонн лоджией (такие же колонны, только сдвинутые теснее, обставляли и торцовый вход). Этот деревянный вокзал просуществовал до 2017 года.

В июне 2017 года ветхое здание вокзала было снесено. Вместо него в 2023 году поставили «модуль» - первый в России пригородный вокзал модульного типа.
В вокзале-конструкторе есть две пригородные билетные кассы, зал ожидания на 36 посадочных мест с эргономичными сидениями, биотуалет, система климат-контроля. Но об архитектурных достоинствах такого «модуля» говорить нечего – голая функциональность и хай-тек.

Использованы материалы zhulanovsky-nyr.livejournal.com›44305.html

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться