Подвигу железнодорожников [VI/33542]
Описание окружающей местности
80-летию Победы посвящается
«Без подвига железнодорожников
не было бы нашей победы...»
Г.К. Жуков
31 июля 2020 года, в канун профессионального праздника работников железнодорожного транспорта, на Комсомольской площади в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника, посвященного подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В торжественной церемонии приняли участие министр транспорта России Евгений Дитрих и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Монумент разместился в центре площади трёх вокзалов, на той же аллее, где расположен памятник первому министру путей сообщения Российской империи Павлу Петровичу Мельникову. С инициативой увековечить память воинов специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения и железнодорожников – тружеников тыла, внесших выдающийся вклад в победу в Великой Отечественной войне, выступили ветеранские организации ОАО «РЖД». Автором нового памятника стал советский и российский скульптор Салават Щербаков.
У основания памятника на низком гранитном цоколе расположены пять фигур, представляющих основные профессии железнодорожников: женщина – монтёр пути, машинист, начальник дороги, сигнальщица и дорожный мастер. Венчает композицию орден Победы, а с четырёх сторон размещены рельефные изображения ремонтных работ на железной дороге, а также бронепоезда и паровоза. Надпись на монументе гласит: «Без подвига железнодорожников не было бы нашей победы…». Г.К. Жуков.
Продолжая тему родственников – военных железнодорожников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассказ об одном из которых был приведен в тайнике «Музей "Дорога Жизни" (Прадеду посвящаю...)», упомянем еще о дедушке одного из авторов этого тайника, Юрии Дмитриевиче Реховском.
В годы войны Ю.Д. Реховский (в РККА был призван в 1940 году) служил в инженерной разведке железнодорожных войск. В первый период войны его взвод под огнем наступающих сил противника занимался технической разведкой искусственных сооружений на Кубани, минированием и уничтожением ж/д путей и складов с горючим, боеприпасами и продовольствием для того, чтобы всё это не досталось немецким захватчикам в результате отступления советских войск. После переломных сражений зимы 1943 года, когда требовалось обеспечить скорое и бесперебойное наступление наших армий, дедушка, командуя уже ротой инженерной разведки, выявлял железнодорожные сооружения, подлежащие восстановлению. Его солдаты и офицеры проводили ремонтные работы путей и мостовых сооружений, давая таким образом возможность советских эшелонам продвигаться затем вперед самым быстрым темпом. В 1945 году Ю.Д.Реховский был передислоцирован с Кавказа в Ленинград, где в составе восстановительных отрядов работал над прокладкой ж/д путей Тихвинского направления для обеспечения города продовольствием после блокады и возвращения эвакуированных жителей.
Как и его отец Дмитрий Михайлович (тот самый прадед автора тайника), Юрий Дмитриевич награжден орденом Красной Звезды, а также медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Источники:





