Описание окружающей местности

Продолжение серии рассказов о заброшенных, разрушенных, но не забытых храмах, храмовых комплексах, церквях и часовнях.

Баскаки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1843 г. существующая в селе Николаевская деревянная церковь стала заметно ветшать и прихожане заявили о желании иметь у себя в селе каменную церковь и построить ее на церковную кошельковую сумму.

В 1847 г. причт вместе с церковным старостою просил епархиальное начальство ускорить дело о постройке каменной церкви.

Задержка дела со строительством нового храма происходила от отсутствия архитектором плана и фасада для церкви с колокольнею. Как только прихожанам удалось его достать в декабре 1848 г., они принялись дружно хлопотать перед начальством, предоставив объяснения построения храма.

10 февраля 1849 г. план и фасад церкви был утвержден строительной комиссией. Прихожане обязались перенести в другое место близко стоящий один крестьянский дом и старую церковную сторожку, сделать бесплатной доставку материала и обеспечить хлебным довольствием рабочих и пожелали иметь в новом каменном храме три престола: Успения Божией Матери в холодной церкви, вмч Георгия и преп. Сергия Радонежского - в теплой.

Когда же было получено разрешение на строительство церкви и крестьяне выстроили холодную церковь с трапезною, то увидели, что колокольня не отвечает построенной ими высокой и обширной церкви, так как она и низка и тонка, и, что главное, звон не может быть далеко слышен. Поэтому в 1871 г. 18 февраля они начали просить переменить их план колокольни от 1864 г. на более соответствующий, каковой ими и был представлен; расходы же и материал на требуемое увеличение колокольни приняли на себя.

8 ноября 1873 г. состоялось освящение Николаевского придела, Сергиевский придел был приготовлен в июне 1877 г. Антиминс был выдан преосвящ. Алексием еще 1 февраля 1877 г. Освящение состоялось 25 сентября 1878 г. В главном храме в честь Успения Божией Матери освящение было 29 сентября 1885 г.

Эта церковь соединена с каменною колокольней, трехъярусной, высотою 17 саж., с высоким шпилем, обитым белою жестью и с вызолоченным крестом. На колокольне 6 колоколов.

В 1896-99 гг. к паперти приделано из дикого камня крыльцо со ступенями, расходящимися на три стороны. Тогда же закрыли деревянною дверью с запором бывший открытый вход на паперть.

_____________

Ныне, Храм заброшен и стремительно разрушается. По информации активистов проекта «Консервация», в него захаживает медведь.

В основном объеме здания пока еще держатся росписи центрального свода и красочная композиция Рождества Христова на северной стене. Прообразом для нее стала популярная гравюра из Библии с иллюстрациями Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Сохранилась яркая масляная настенная живопись, которая была выполнена на высоком профессиональном уровне, в искусной академической манере на основе гравюр из Библии Вайгеля 1695 года. Художественная артель, работавшая здесь, вдохновлялась работами Владимира Боровиковского, написавшего иконы для Казанского храма в Петербурге.

Участники проекта "Консервация" ликвидировали протечки в кровле, чтобы приостановить быстрое разрушение живописи. На месте старых сгнивших кружал рабочие установили новые стропила, места, где внутрь храма проникала вода, закрыли профлистом.

Также они отремонтировали крышу четверика по периметру и залатали дыру в куполе. Над алтарем соорудили временную кровлю, защищающую свод от намокания. Также она сохранит образцы стропил для будущей реставрации.

Очень хочется верить, что Храм будет жить!

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться