Вокзальные истории. Элиста [VI/33503]
Описание окружающей местности
Строительство железнодорожной ветки Дивное (Ставропольский край) — Элиста, продлившееся четыре года, началось в 1965 году. В 1969 году построили ветку протяженностью 73 километра. Она связала Элисту с сетью железных дорог России, что дало возможность осуществлять бесперебойную доставку в город сырья, топлива, машин, оборудования, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов.
Станцию Элиста, ставшую конечной на отрезке от Светлограда, отнесли к Минераловодскому региону Северо-Кавказской железной дороги. Помимо нее тогда заработали еще две станции — Белое Озеро и Разъезд № 8. В результате общая протяженность железнодорожных путей в республике к началу 1970-х годов составила 165 километров.
После распада СССР железнодорожный транспорт в Калмыкии переживал трудные времена. В конце 1990-х годов пассажирское железнодорожное сообщение в этом регионе было приостановлено из-за убыточности перевозок. В 2006 году после отмены поезда Элиста — Ставрополь пассажирское сообщение со столицей Калмыкии временно прекратилось. Осталось только грузовое сообщение. Правда, до 2008 года курсировали беспересадочные вагоны от Москвы до Элисты, они прицеплялись к Ставропольскому поезду. В мае 2016 года восстановили регулярное пассажирское сообщение по маршруту Элиста — Ставрополь — Москва, однако, как вскоре выяснилось, — ненадолго.
Уже в сентябре 2016 года движение до Элисты признали убыточным и прекратили. В 2021 году запустили новый маршрут Элиста — Анапа в надежде на пассажиров, желающих провести время на Черноморском побережье. Планировалось также открыть движение из Элисты в Ростов-на-Дону и Краснодар. В планах калмыцких железнодорожников есть и строительство новой магистрали Улан-Хол — Элиста — Зимовники.
Здание вокзала представляет собой двухэтажное Е-образное сооружение, его торец украшен живописной мозаикой по мотивам калмыцкого национального эпоса «Джангар». Внутри — небольшой зал ожидания, несколько касс и табло с расписанием. Поскольку железнодорожный вокзал совмещается с городской автостанцией, привокзальная площадь служит стоянкой для междугородных автобусов. Вблизи вокзала располагаются складские помещения, куда товарные поезда доставляют грузы.
Почитать про ЖД ветку в столицу Калмыкии можно тут:
- https://historical-baggage.ru/post/istoricheskaya-spravka-o-jeleznodorojnoy-stancii-i-vokzale-2529
- https://yapet.livejournal.com/556590.html?es=1
- https://flackelf.livejournal.com/1575056.html
- https://varandej.livejournal.com/664434.html
---
Интенсивность железнодорожного сообщения меняется год от года: то больше, то меньше, но все равно остаётся крайне низкой. В летних сезонах 2024 и 2025 (июнь - сентябрь) ходил совмещённый поезд №542/697 в Адлер/Анапу несколько раз в месяц (маршрут, годовой график). И туристический поезд Цветущая Степь в начале апреля. И это все, больше поездов нет.
Ссылка на Цветущую степь может протухнуть с течением времени. Тогда ищите туристический поезд "Цветущая Степь" от РЖД.
Автор тайника посетил город в рамках именно этого тура от РЖД, и остался доволен. Без поезда до этих краев вряд-ли когда-то бы добрался.
Персонал вокзала откровенно скучает, а охранники пытаются быть отличниками с каждым попавшим в здание:-) Вокзал Элисты - единственный в моей жизни, где нас пытались заставить запихнуть в рентген детскую коляску. Серьезно. Коляска туда не поместилась, и они консилиумом решали, как же тогда ее досматривать. Выделили специальную женщину с фонарем, которой и досталась честь шмонать это бедное детское транспортное средство.