Земляки из Сосновки [MS/33490]
Описание окружающей местности
В небольшой деревушке Сосновка Вяземского района в 2007 году насчитывалось всего 9 жителей. Сейчас она жива скорее благодаря дачникам. Однако история этой деревни хранит воспоминания о своих уроженцах.
Краеведы-любители бывшие ученики Тумановской школы мой отец, Семенов Владимир Александрович и его друг Елисеев Владислав, при поддержке руководителя Вяземского машзавода Антонова Александра Николаевича, организовали в 2011 г. установку памятного камня в честь двух их них.
***
Шарапов Сергей Федорович (1855-1911):
суверенной Россия может стать только с помощью абсолютных денег
Сегодня имя Сергея Федоровича известно не очень многим. А ведь его без натяжки можно назвать одним из величайших русских мыслителей и общественных деятелей конца XIX - начала XX вв. Личность очень разносторонняя, его в справочниках и энциклопедиях представляют следующим образом: экономист, предприниматель, писатель, военный, политический деятель, издатель и публицист. Также добавляют: монархист, консерватор, славянофил. По поводу последней характеристики иногда уточняют: главный экономист среди славянофилов, главный славянофил среди экономистов.
В последние три десятилетия вышло в свет немало статей, посвященных осмыслению творческого наследия С.Ф. Шарапова и анализу его экономических работ. Исследователи его деятельности сходятся во мнении, что Сергей Федорович Шарапов без преувеличения является классиком русской экономической мысли, еще до конца не понятым и не оцененным.
Совсем кратко рассказать, чем С.Ф. Шарапов знаменит очень сложно, настолько разнообразны были его интересы и труды, и все же:
- Создание теории «абсолютных денег», денег, как «идейной единицы», которые могли бы привести к полному экономическому (и даже духовном у) преображению России. В его наиболее крупной экономической работе «Бумажный рубль» - книга, которая увидела свет 130 лет назад - в 1895 году, можно рассмотреть идеи прообраза современных цифровых денег;
Какое-то время работал в Министерстве финансов и в дальнейшем был ярым противником реформ Министра финансов С.Ю.Витте; - Прославился как изобретатель плугов новой системы. Его плуги стоили в разы дешевле аналогов и с огромным успехом экспонировались на многих выставках по всей стране и за границей (Аргентина, Румыния, Польша). Шарапов за их создание получил 16 наград, основал в Сосновке мастерскую, а затем и общество «Пахарь» по производству и продаже этих плугов, открыл его представительства в Москве.
В начале прошлого века уход от деревянной сохи и совершенствование плугов имело такое огромное значение для развития сельского хозяйства, что в 1903 году показательная пахота плугами фирмы С.Ф. Шарапова производилась «в высочайшем его императорского величества [Николая II] присутствии». - В копилке издательской деятельности С.Ф. Шарапова работа и создание журнала «Русская беседа», газета «Русский труд», журналы «Мой дневник», «Пахарь», «Свидетеля», издание журнала «Московский сборник» с трудами известнейших публицистов начала прошлого века.
- Возрождение усадьбы в Сосновке и в Заборье. Им был построен прекрасный двухэтажный дом, куда он любил приезжать из Москвы и Петербурга, в котором и были написаны многие его статьи, книги, романы. В деревне Заборье была организована система каскадных прудов, где разводили рыбу, в том числе и осетров. В Заборье был прекрасный храм Преображения Господня. Сергей Федорович оказывал помощь в благоустройстве храма. На кладбище этого храма С.Ф. Шарапов был похоронен летом 1911 года.
Использована информация с сайтов katehon, kraevedclub, library67
***
Иванов Василий Гаврилович (1916—1969).
«…И небо, и землю хранят Ивановы»
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов В.Г. с 1944 по 1969 г. испытывал самолёты и руководил лётной группой испытателей. Был высочайшим специалистом, командиром и воспитателем летчиков. Все, кто работал с ним, меж собой называли его – ВГ.
В.Г. Иванов воспитал целую плеяду замечательных пилотов, таких, как заслуженный летчик-испытатель СССР А. Манучаров, С. Микоян, Г. Береговой, П. Кабрелев, В. Петров; своим наставником называют его летчики-космонавты СССР Г. Титов, А. Филипченко и многие другие авиаторы.
Василий Гаврилович был ведущим лётчиком-испытателем при испытаниях первого отечественного сверхзвукового самолёта-истребителя МиГ-19.
Радикально измененная по сравнению с дозвуковыми самолетами аэродинамика - стреловидное крыло, узкий фюзеляж, управляемый стабилизатор (внедренный по мере совершенствования самолета), два двигателя с форсажным режимом - все было ново, сложно, требовало рискованных экспериментов, таило в себе немало загадок и опасностей. Так, на самолет СМ-2 (опытный истребитель ОКБ А.И. Микояна, один из предшественников МиГ-19) был выявлен серьезный аэродинамический недостаток - в определенном диапазоне скоростей возникала потеря продольной устойчивости и управляемости. Трубные продувки признаков этого явления как будто бы не подтверждали. Однако оно проявилось в испытательном полете, коварно и неожиданно. 5 марта 1953 года Василий Гаврилович Иванов выполнял испытательный полет на самолете СМ-2. Задание предусматривало на определенном режиме убрать газ, и по мере падения скорости, сначала плавно взять ручку управления на себя, затем отдать ее от себя. При выполнении режима самолет резко опрокинулся на крыло и, вращаясь, начал снижаться. Штопор. Остановились двигатели. Летчик отклонил рули на вывод и стал ждать, отсчитывая витки. После четырёх витков самолет из штопора не вышел. Василий Гаврилович передал на КП ”Машина из штопора не вышла. Повторяю”. В ответ с КП услышал команду: ”Подготовиться к катапультированию”. Обстановка усложнилась и тем, что из-за остановки двигателей не работала система обогрева кабины, остекление фонаря покрылось изморозью, ухудшая ориентировку. Но все же после нескольких минут тяжелейшей борьбы за спасение самолета, благодаря высочайшему летному мастерству, Василию Гавриловичу удалось вывести самолет в горизонтальный полет и запустить двигатель.
Это был первый в стране вывод из штопора самолета с крылом большой стреловидности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Иванову В.Г. за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, в 1957 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
Василий Гаврилович участвовал в Великой Отечественной войне. С первого её дня по август 1942 года в должности заместителя командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка защищал небо Москвы, воевал на Брянском и Сталинградском фронтах.
За время войны он совершил 335 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 5 (2 Ju-88, 2 Ме-109, 1 FW-190) и в составе группы 6 самолётов противника. Летал на истребителях И-16, МиГ-3, «Харрикейне» и Ла-5.
Использована информация с сайтов ussr-cccp.moy, ahtubinskpilot
Разные эпохи, разные люди, разные дела. Одна родина – деревня Сосновка.







