РАФ — угасшая звезда Балтии [VI/33479]
Описание окружающей местности
Необычные памятники из обычной техники устанавливает "Ураласбест". Чтобы сохранить образцы для истории. У автоколонны № 2 на улице Серова установлен РАФ-2203.
РАФ — угасшая звезда Балтии
Первые серийные микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» выехали со сборочной линии нового автозавода в декабре 1975 года, а в следующем году началось их массовое производство. Спустя год на конвейер встала и основная модификация — машина скорой медицинской помощи РАФ-22031 «Латвия».
Данные автомобили отличались форточками окон в передних дверях, "круглым" передним бампером без "клыков", расположенным над указателями поворотов, белыми габаритными огнями на крыше, стояночными огнями на задних стойках кузова, круглыми зеркалами заднего вида, двумя небольшими угловыми бамперами в кормовой части, отсутствием фонарей заднего хода в общих рядах огней и заводской установкой хромированных колёсных колпаков от ГАЗ-21. До окончания 1976 года серийные машины комплектовались оригинальной высокой панелью приборов с круглыми циферблатами, а в 1977 году обзавелись новой панелью с комбинацией приборов от автомобиля ГАЗ-24. В это же время было решено отказаться от вентиляционного отверстия под средним окном по левому борту.
Признаками ранних машин также являются подфарники от ГАЗ-24 и эмблема завода на задней двери. На рубеже 1978—1979 годов вместо оптики от Волги стали устанавливать единые автобусные повторители поворотов, а с задней двери исчезла заводская эмблема. В таком виде микроавтобусы выпускались почти 10 лет без каких-либо значительных изменений.
В 1979 году продукции завода РАФ был присвоен государственный Знак качества.
Но к сожалению в середине 80-х качество выпускаемых микроавтобусов постепенно падало с каждым годом, и на завод всё чаще стали поступать рекламации и жалобы, в том числе и от врачей, работавших в скорой медицинской помощи. В феврале 1986 года госприёмка вернула на завод около 13% новых микроавтобусов для устранения обнаруженных дефектов. В том же году развернулась публичная дискуссия, связанная с моральным устареванием и неуклонным снижением качества продукции елгавского автозавода. Конфликт показал, что для улучшения создавшейся ситуации заводу необходимы не только новые модели микроавтобусов, но и другой директор, которым в ходе проведённых выборов стал Виктор Боссерт. Одновременно руководство страны выделило из бюджета значительные средства для технического перевооружения Рижской автобусной фабрики.
И в 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший индекс РАФ-22038. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «60 летие автопрома СССР» в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203.
И, конечно, на его базе начали делать кареты скорой помощи, милицейские фургоны, и самое главное его предназначение — маршрутное такси. Да, "РАФики" были не самым лучшим общественным транспортом, но по большому счёту другого тогда в стране и вовсе не было. Потому люди были рады и такому счастью.
В 1990 году началось производство микроавтобуса РАФ-22039 вместимостью 13 человек. Увеличение вместимости было достигнуто за счет более высокого уровня потолка и измененной компоновки пассажирского салона (багажное отделение было сокращено до минимума, в салоне даже появились поручни, за которые пассажиры могли держаться при посадке). На базе микроавтобуса РАФ-22038 был разработан бортовой мини-грузовик РАФ-33111 с (однорядной кабиной) и РАФ-3311 (двухрядной кабиной), выпускавшийся в 1992-1995 годах, а также реанимобили РАФ-2914 и РАФ-2915.
В начале перестройки уже были готовы абсолютно новые модели завода, которые по своей внешности и конструктивности соответствовали своему времени.
Но развал СССР. Литва, Латвия и Эстония (как и все остальные республики) захотели самостоятельности, ибо на русских они смотрели как Ленин на буржуазию. И рижская автобусная фабрика перешла из государственной собственности был приватизирован под "частную лавочку". И концепты так и не притворились к жизни. Ввиду смены строя и экономики, за качеством на заводе перестали следить. Производство «рафиков» было в основном росчитано под российский рынок. А латвийское правительство изредко закупало у завода «рафики» для нужд скорой помощи, полиции, муниципального транспорта, так как высокая цена и низкое качество было невыгодно покупателю. Да и конструктивно это был микроавтобус начала 70-х годов.
Следует отметить, что «рафики» в те годы реализовывались через офшорные фирмы. А потому судьба ясна совершенно: деньги легли в широко раскрытые карманы узкой группы лиц. Всё стало ясно — так долго это продолжаться не может. В конце 90-х годов наши покупатели отказались от микроавтобусов РАФ, потому что в производство пошли ГАЗели и Валдаи, которые были современнее, технологичнее, а самое главное — дешевле. После такого отказа со стороны русских РАФ не мог существовать дальше, ведь основного покупателя больше нет, прибыль гроши, а затраты на производство колоссальные. Так в 1997 году с конвейера рижской автобусной фабрики сходит последний РАФ-22038.
Нет Советского Союза, нет советских социалистических республик, нет завода. Всё ушло в прошлое, но осталось в памяти уходящего поколения. Для такой ситуации ещё тысячи лет назад была придумана одна Соломонова фраза: "Всё пройдёт.И это пройдёт"






