Музей «Чудовы истоки Сибири» [VI/33468]
Описание окружающей местности
В село Чудово я заехал посмотреть Памятник в честь ракетчиков, сбивших самолет-разведчик над территорией Свердловской области 1 мая 1960 года. Но количество интересных объектов превысило все ожидания. Здесь и старые машины, и самолеты, и трактора, и Эйфелева башня, и стела Сибирь-Урал, и жернова, и верстовые столбы, и, и, и... Причем это только на улице перед музеем. Музей в воскресенье не работал, но мне удалось встретиться с вдохновителем, организатором и руководителем музея Виктором Яковлевичем Овчинниковым. Он рассказал, что начинал все на пустом месте, собрал 3,5 тысячи экспонатов, а потом за десять лет ему привезли еще десять тысяч. С его слов, все экспонаты подарены музею разными людьми.
Даже если музей будет закрыт, то и перед ним можно устроить себе целую экскурсию.
Музей «Чудовы истоки Сибири»
Сразу поражают размеры музея: он начинается не за воротами, а перед ними, на центральной площади деревни. Здесь стоит стела, утверждающая, что именно здесь, в Чудове, и находится граница Урала и Сибири. Напротив ворот — памятник-свиток, рассказывающий нам о первых жителях с фамилией Чудов, пришедших сюда в 1703 году.
Входим в ворота. Удивление растет. Дозорная башня, зенитная установка, самолет… Оказывается, недалеко от деревни (ближе к Косулино) 1 мая 1960 года был сбит самолет американского разведчика Гэри Пауэрса. Местные старожилы до сих пор в красках рассказывают, как тащили несчастного Пауэрса в колхозное правление, сопровождая каждый его шаг тумаками. Всего избитого, в крови, начальство посадило его в «Москвич» и отправило в Свердловск. А «Москвич», как молчаливый свидетель тех событий, стал отличным трофеем музея.
Сначала обходим придомовую территорию. Чего здесь только нет! Сани, телеги, пожарные машины, «горбатый» запорожец, предметы пчеловодства, золотодобычи, кузнечного дела, столярной мастерской…
Окончательно продрогнув, перемещаемся в помещение, состоящее из трех залов. Все больше мне хочется красивое название музея переименовать в «Музей всякой всячины» или «Всечтоестьмечинастол». Хозяин музея, Виктор Яковлевич, не отказывается ни от чего. Здесь и предметы старорусского быта, коллекции утюгов зеркал, швейных, машинок, фотоаппаратов, музыкальных инструментов. Очень много Каслинского литья, удивительная подборка минералов с огромной друзой аметиста, которая могла бы составить гордость любого геологического музея. Один зал отдан советской политике. Гордостью коллекции, думаю, является бюст САМОГО! Ибо стоит на почетном месте. В общем, этакая сборная солянка.
С одной стороны, можно было бы укорить Виктора Яковлевича: мол, поразборчивее бы надо быть, что это у вас — и бивни мамонта, и чучело медведя, и патефоны с телефонами. Но лучше на это обилие артефактов посмотреть по-другому. Занимается человек любимым делом, дарит радость людям, сохраняет историю. Людям после сорока известны все туески, сита, коромысла. В нашем детстве были и гипсовые статуэтки-пограничники, и стеклянные четверти под самогон, и косы-грабли-серпы (кстати, и сейчас есть).
А вот молодежи всё это в новинку. Путешествуя много по российским глубинкам, много встречала подобных музеев. Но они больше тематические: музей самовара, музей добра (Городец), музей валенка (Кинешма) и другие — а здесь всё и сразу. А еще что хорошо — все предметы подписаны: части упряжи лошади, сельскохозяйственные инструменты и т.д. В других подобных музеях такого нет.
Посетить музей однозначно рекомендую. Очень любопытно. Правда, лучше в теплую погоду: погреться негде. Дом не отапливается — обогревается лишь теплом улыбок экскурсовода Елены Михайловны и горячим дыханием замерзших туристов.







