Описание окружающей местности

   80-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!

В Великой Отечественной войне участвовали многие жители Среднеахтубинского района. В начале войны создается истребительный батальон, который был при­зван уничтожать воздушные десанты врага, оказывать помощь раненым и тушить пожары при бомбежках. Командиром его стал Круглов, а политруками Сучков и Гольников.

      В октябре 1942 года в Среднюю Ахтубу приехал начальник штаба партизанского движения генерал-майор Т.П. Круг­ляков для организации и координации партизанского движе­ния в области. В здании средней школы открыли спецшколу для подготовки людей к боям в тылу врага. В ней обучалось 345 человек, в большинстве молодежь из Москвы и Сталин­града. Были в ней и среднеахтубинцы: инженер плодозавода Шуин, механики Заплавинской МТС Филатов и Петров.

     Днем 4 ноября фашисты подвергли село ожесточенной бомбежке 17 самолетами. Разрушили штаб и центр села. Жертв в школе не было, но среди жителей села — много, и один из них — редактор районной газеты «Колхозная Ахтуба» 38-лет­няя Ольга Рыжова.

     В 1942 году Красная Армия с боями отходила к Сталин­граду. Немецкое командование, несмотря на огромные потери в живой силе и технике, бросало в бой все новые резервы, пытаясь взять Сталинград и перерезать главную артерию пи­тания страны топливными ресурсами Каспия.

    В Волго-Ахтубинской пойме начали создаваться резерв­ные и основные базы снабжения войск техникой, боеприпа­сами и продовольствием для последующей доставки армиям на правый берег Волги. В связи с этим организовали перепра­вы через нее. Самая мощная переправа работала от Красной Слободы к центральной пристани города Сталинграда и от южной оконечности Слободы (от Бобылей) к причалам порта. Эти переправы имели самый короткий путь к фронту. Но с 14 сентября противник, продвинувшись к берегу Волги, стал обстреливать переправы из всех видов оружия. Поэтому пере­броска войск и грузов была переведена севернее этого участка, в район Скурды.

    В восьми километрах от переправы, на юг от нее, на ерике Жирновом расположен хутор Ямы. В лесах, расположенных вокруг этого хутора, был устроен центр управления войсками Сталинградского и Юго-Восточного фронтов.

    В блиндажах, вырытых в лесу около хутора, с 9 сентября располагался пункт командующего Сталинградским и Юго-Восточным фронтами генерал-полковника А.И. Еремен­ко, Военный совет этого фронта, управление тыла фронта и 64-й армии во главе с генералом Александровым.

    Штаб фронта находился на территории Красного Сада — небольшого села на правом берегу р. Ахтубы. Его возглавлял генерал-майор Варенников.

    В этих исторических местах — Ямах и в Красном Саду — решались очень важные оперативно-тактические задачи: рас­становка сил и техники на решающих участках боев, прохо­дило управление обеспечением питания, боеприпасами, тех­никой и людскими резервами. Отсюда осуществлялась связь со всеми армиями фронта, тыла и со ставкой Верховного Глав­нокомандования нашей страны.

    Расположенный в Красной Слободе Сталинградский судо­ремонтный завод стал главной базой ремонта судов на пере­правах. На каждой работала бригада специалистов, которые обеспечивали мелкий ремонт на месте дислокации переправ, делали детали или корпусные заготовки, доставляли их к пере­правам и так, зачастую под огнем противника, вводили в строй баркас, паром или пароход.

   Осенью 1941 года на коллектив завода была возложена за­дача собирать реактивные снаряды М-8, легендарные «катю­ши» из деталей, поставляемых с заводов города Сталинграда. 1 апреля 1942 года завод вошел в график выполнения заданий. В августе 1942 года по инициативе директора судоремзавода Н.П. Заславского на завод перевели цех по заливке снарядов взрывчаткой. Он был организован в заводской бане речников. Тут же, рядом с цехами, готовились взрыватели к снарядам.

    Работа шла быстро, но продолжалась до октября, то есть до эвакуации завода. Последняя партия снарядов — 5000 штук — была отправлена в дни эвакуации заводского оборудования в район колхоза имени Фрунзе (ныне х. Закутский).

    Левый берег Волги в дни боев за Сталинград стал основ­ным пунктом приема больных и раненых, доставляемых с фронта. Их переправляли через Волгу в Красную Слободу, но когда эта переправа стала постоянно обстреливаться, то ос­новной поток раненых пошел через пристань Тумак. Стацио­нарные госпитали стали действовать в Верхней Ахтубе, Сред­ней Ахтубе, Заплавном и Ленинске.

     В самом поселке Средняя Ахтуба находился полевой пе­редвижной госпиталь №472, а в степи на северо-востоке от села — № 482.

     Всего в Среднеахтубинский район было эвакуировано 8 тыс. человек, а через эвакопункт прошло свыше 170 тыс. че­ловек. Для эвакуированных детей было собрано более 4 тыс. единиц теплых вещей.

    Среднеахтубинцы сдавали Родине свои сбережения. На постройку эскадрильи самолетов «Героический Сталинград» собрали 386357 рублей, на танковую колонну — 507389 руб­лей.

     Осенью 1941 года по решению Государственного комитета обороны началось строительство железнодорожных линий Сталинград — Паромная — Владимировка и Сталинград — Иловля — Камышин, а осенью 1942 года — железной дороги Кизляр — Астрахань с паромными переправами через Волгу. Эти железные дороги сыграли важную роль в переброске бое­припасов, резервов и нефтепродуктов Сталинградскому, Дон­скому и Юго-Западному фронтам.

    Укладку пути Сталинград — Владимировка вел специаль­ный поезд, руководимый И.О. Бубликовым. С августа 1941 по январь 1942 года вместе с кадровыми подразделения­ми работал весь личный состав Краснослободской МТС со всей землеройной техникой, а также простые жители нашего района.

    19 декабря 1942 года залп тысячи орудий, ракетных уста­новок известил о начале исторического контрнаступления со­ветских войск под Сталинградом. Только в этот день артил­лерия выпустила по врагу 689000 снарядов, которые были до­ставлены на фронт в 1300 вагонах сталинградскими и астра­ханскими железнодорожниками. Большую долю в это боевое дело внесли строители и работники железной дороги Сталин­град — Владимировка.

  Ущерб, нанесенный бомбардировкой авиации и миномет­ными артиллерийскими обстрелами немецких войск по на­селенным пунктам, расположенным в Волго-Ахтубинской пойме, был огромным. За вторую половину 1942 года были полностью разрушены хутора Бобров, Ямы, Песчаный, Ста­ренький, Тумак, село Бурковское, колхозы им. Фрунзе, «Ле­бяжья поляна», «Третий решающий» и «Цыганская заря». На 90% разрушены Красная Слобода, села Нижнее Погромное и Безродное, хутора Кузьмичи, Рыбачий и другие.

    В Красной Слободе уничтожено 822 постройки, поврежде­но 2665 домов и нанесено ущерба на сумму более 45 млн рублей.

  В рядах защитников Родины сражались более 12 тыс. воинов-среднеахтубинцев, боевые подвиги которых отмечены многочисленными орденами и медалями. Особую гордость вызывают Герои Советского Союза А.В. Коробов, Д.Л. Чепусов, П.М. Григорьев, П.В. Фролов.

Отрывок из книги "Родная земля ахтубинская" автор А.А. Пенкин

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться