Памятник воинам-землякам в Первомайском [VI/33391]
Описание окружающей местности
80-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!
В Великой Отечественной войне участвовали многие жители Среднеахтубинского района. В начале войны создается истребительный батальон, который был призван уничтожать воздушные десанты врага, оказывать помощь раненым и тушить пожары при бомбежках. Командиром его стал Круглов, а политруками Сучков и Гольников.
В октябре 1942 года в Среднюю Ахтубу приехал начальник штаба партизанского движения генерал-майор Т.П. Кругляков для организации и координации партизанского движения в области. В здании средней школы открыли спецшколу для подготовки людей к боям в тылу врага. В ней обучалось 345 человек, в большинстве молодежь из Москвы и Сталинграда. Были в ней и среднеахтубинцы: инженер плодозавода Шуин, механики Заплавинской МТС Филатов и Петров.
Днем 4 ноября фашисты подвергли село ожесточенной бомбежке 17 самолетами. Разрушили штаб и центр села. Жертв в школе не было, но среди жителей села — много, и один из них — редактор районной газеты «Колхозная Ахтуба» 38-летняя Ольга Рыжова.
В 1942 году Красная Армия с боями отходила к Сталинграду. Немецкое командование, несмотря на огромные потери в живой силе и технике, бросало в бой все новые резервы, пытаясь взять Сталинград и перерезать главную артерию питания страны топливными ресурсами Каспия.
В Волго-Ахтубинской пойме начали создаваться резервные и основные базы снабжения войск техникой, боеприпасами и продовольствием для последующей доставки армиям на правый берег Волги. В связи с этим организовали переправы через нее. Самая мощная переправа работала от Красной Слободы к центральной пристани города Сталинграда и от южной оконечности Слободы (от Бобылей) к причалам порта. Эти переправы имели самый короткий путь к фронту. Но с 14 сентября противник, продвинувшись к берегу Волги, стал обстреливать переправы из всех видов оружия. Поэтому переброска войск и грузов была переведена севернее этого участка, в район Скурды.
В восьми километрах от переправы, на юг от нее, на ерике Жирновом расположен хутор Ямы. В лесах, расположенных вокруг этого хутора, был устроен центр управления войсками Сталинградского и Юго-Восточного фронтов.
В блиндажах, вырытых в лесу около хутора, с 9 сентября располагался пункт командующего Сталинградским и Юго-Восточным фронтами генерал-полковника А.И. Еременко, Военный совет этого фронта, управление тыла фронта и 64-й армии во главе с генералом Александровым.
Штаб фронта находился на территории Красного Сада — небольшого села на правом берегу р. Ахтубы. Его возглавлял генерал-майор Варенников.
В этих исторических местах — Ямах и в Красном Саду — решались очень важные оперативно-тактические задачи: расстановка сил и техники на решающих участках боев, проходило управление обеспечением питания, боеприпасами, техникой и людскими резервами. Отсюда осуществлялась связь со всеми армиями фронта, тыла и со ставкой Верховного Главнокомандования нашей страны.
Расположенный в Красной Слободе Сталинградский судоремонтный завод стал главной базой ремонта судов на переправах. На каждой работала бригада специалистов, которые обеспечивали мелкий ремонт на месте дислокации переправ, делали детали или корпусные заготовки, доставляли их к переправам и так, зачастую под огнем противника, вводили в строй баркас, паром или пароход.
Осенью 1941 года на коллектив завода была возложена задача собирать реактивные снаряды М-8, легендарные «катюши» из деталей, поставляемых с заводов города Сталинграда. 1 апреля 1942 года завод вошел в график выполнения заданий. В августе 1942 года по инициативе директора судоремзавода Н.П. Заславского на завод перевели цех по заливке снарядов взрывчаткой. Он был организован в заводской бане речников. Тут же, рядом с цехами, готовились взрыватели к снарядам.
Работа шла быстро, но продолжалась до октября, то есть до эвакуации завода. Последняя партия снарядов — 5000 штук — была отправлена в дни эвакуации заводского оборудования в район колхоза имени Фрунзе (ныне х. Закутский).
Левый берег Волги в дни боев за Сталинград стал основным пунктом приема больных и раненых, доставляемых с фронта. Их переправляли через Волгу в Красную Слободу, но когда эта переправа стала постоянно обстреливаться, то основной поток раненых пошел через пристань Тумак. Стационарные госпитали стали действовать в Верхней Ахтубе, Средней Ахтубе, Заплавном и Ленинске.
В самом поселке Средняя Ахтуба находился полевой передвижной госпиталь №472, а в степи на северо-востоке от села — № 482.
Всего в Среднеахтубинский район было эвакуировано 8 тыс. человек, а через эвакопункт прошло свыше 170 тыс. человек. Для эвакуированных детей было собрано более 4 тыс. единиц теплых вещей.
Среднеахтубинцы сдавали Родине свои сбережения. На постройку эскадрильи самолетов «Героический Сталинград» собрали 386357 рублей, на танковую колонну — 507389 рублей.
Осенью 1941 года по решению Государственного комитета обороны началось строительство железнодорожных линий Сталинград — Паромная — Владимировка и Сталинград — Иловля — Камышин, а осенью 1942 года — железной дороги Кизляр — Астрахань с паромными переправами через Волгу. Эти железные дороги сыграли важную роль в переброске боеприпасов, резервов и нефтепродуктов Сталинградскому, Донскому и Юго-Западному фронтам.
Укладку пути Сталинград — Владимировка вел специальный поезд, руководимый И.О. Бубликовым. С августа 1941 по январь 1942 года вместе с кадровыми подразделениями работал весь личный состав Краснослободской МТС со всей землеройной техникой, а также простые жители нашего района.
19 декабря 1942 года залп тысячи орудий, ракетных установок известил о начале исторического контрнаступления советских войск под Сталинградом. Только в этот день артиллерия выпустила по врагу 689000 снарядов, которые были доставлены на фронт в 1300 вагонах сталинградскими и астраханскими железнодорожниками. Большую долю в это боевое дело внесли строители и работники железной дороги Сталинград — Владимировка.
Ущерб, нанесенный бомбардировкой авиации и минометными артиллерийскими обстрелами немецких войск по населенным пунктам, расположенным в Волго-Ахтубинской пойме, был огромным. За вторую половину 1942 года были полностью разрушены хутора Бобров, Ямы, Песчаный, Старенький, Тумак, село Бурковское, колхозы им. Фрунзе, «Лебяжья поляна», «Третий решающий» и «Цыганская заря». На 90% разрушены Красная Слобода, села Нижнее Погромное и Безродное, хутора Кузьмичи, Рыбачий и другие.
В Красной Слободе уничтожено 822 постройки, повреждено 2665 домов и нанесено ущерба на сумму более 45 млн рублей.
В рядах защитников Родины сражались более 12 тыс. воинов-среднеахтубинцев, боевые подвиги которых отмечены многочисленными орденами и медалями. Особую гордость вызывают Герои Советского Союза А.В. Коробов, Д.Л. Чепусов, П.М. Григорьев, П.В. Фролов.
Отрывок из книги "Родная земля ахтубинская" автор А.А. Пенкин






