Описание окружающей местности

  Старинных купеческих домов в Подольске немало, но именно этот привлёк наше внимание… 

  Особняк Шамшиных-Солодковых. Это дом рядом с типографией, построенный в конце XIX века А. Ф. Шамшиной - родственницей московских промышленников Шамшиных, весьма знаменитых на рубеже XX века.

  Подольский “дом из красного кирпича” похож на архитектуру доходных домов Шамшиных в Москве, построенных по проекту Шехтеля. Его отличает геометрическая четкость оконных проемов и продуманность пропорций, которые сочетаются с эркерами, лепным орнаментом, полуколоннами. Скорее всего, и подольский особняк Шамшиных построен по проекту Шехтеля. Здание с буквами “А.Ф.Ш.” на боковом фасаде, выходящем на Большую Зеленовскую улицу, и сегодня привлекает взор оригинальной архитектурой неоклассицизма.

  В 1910 году Шамшина в связи с переездом в столицу продала этот особняк Михаилу Солодкову - владельцу знаменитой булочной, чьё здание и нынче стоит на перекрестке Революционного проспекта и Советской площади (дом 47/1)

В булочной внизу шла торговля хлебом, а на втором этаже размещался земский суд и библиотека. В период Первой мировой войны и революционных волнений булочная Солодковых выручала бедных людей, так как вчерашний хлеб можно было купить дешевле. Килограмм хлеба стоил тогда 5 копеек, а он продавал его за 4 копейки. Сейчас в этом доме находятся кафе-кондитерская и ресторан, а в подвале - пивной бар.

  Но это - про булочную, а что же про наш с вами дом?

  В доме, купленном у Шамшиной проживал сам Михаил Солодков со своей женой Натальей Ивановной, полячкой по происхождению. Своих детей у них не было, зато супруги взяли шестерых ребятишек-сирот из подольского приюта. Все приемные дети получили хорошее образование и вышли в люди. Михаил Солодков придерживался старинной русской мудрости: “Не строй церкви - пристрой сироту!”

  Пролетели вихри революции, строилась новая страна с новыми порядками, а дом всё стоял.

  Во время Великой Отечественной войны в доме Шамшиных-Солодковых располагалась детская больница. С 1946 по 1950-е годы в этом здании была стоматология с первым в Подольске рентгенологическим кабинетом. В 1960-е годы помещения оборудовали под детскую физиотерапию.

  XX век потихоньку заканчивался, а с ним заканчивался социалистический строй. На дом Солодкова обратил внимание Марк Григорьевич Рудинштейн, российский продюсер, кинокритик, актёр, телеведущий, создатель и продюсер кинофестиваля “Кинотавр”, организатор кинопремии “Золотой овен”. Несмотря на то, что родился он в Одессе, в 80-х и 90-х годах жил и работал в Подольске. С 1973 по 1977 годы Марк был директором Дома культуры "Дубровицы ", а с 1977 по 1982 - директором эстрадных программ Росконцерта. Рудинштейн очень многое сделал для Подольска: устраивал фестивали, поддерживал и помогал молодым творческим коллективам города.

Одним из больших его проектов был первый в СССР рок-фестиваль, прошедший в Подольске в парке Талалихина в сентябре 1987 году. Сам Рудинштейн говорил, что Подольский рок-фестиваль - лучшее, что он сделал в своей жизни.

  В мае 1990 года Рудинштейн создал в Подольске Детский театр оперы и балета (в настоящее время - Образцовый коллектив Театр-студия “Синяя птица” ДК им.Лепсе).

  А в доме Солодкова у Марка Рудинштейна был собственный офис и досуговый центр для горожан с видеосалоном “У Марка”.

  Рассказ подольчанки Ольги Папян об этом видеосалоне можно назвать этаким взглядом изнутри:

  “В этом здании в 90-е годы находился видео салон. (Называлось заведение "У Марка" и владельцем был Марк Рудинштейн). Над входом была вывеска "Подмосковье". В каждом мини-зале на скамеечках и табуреточках люди смотрели фильмы. Видеомагнитофоны, в начале 90-х, были у очень небольшого количества семей, поэтому такие салоны пользовались популярностью! Был отдельный зал для мультфильмов (по бо́льшей части, там крутили Том и Джерри).

  Владельцем этого видео салона был один кинопродюсер, основатель крупного российского кинофестиваля. Откуда я это знаю? Всё очень просто... Моя бабушка работала в этом салоне уборщицей. Представьте моё детское счастье, когда я бесконечно долго, на летних каникулах, сидела и смотрела бесплатно, без ограничения времени, мультфильмы…

  …В этот киносалон, к продюсеру Марку Рудинштейну часто приезжали знаменитые актёры. Помню, как-то мы с бабушкой остались там до поздна. Она не уходила, так как знала, что сейчас приедет начальник с известной киноактрисой Татьяной Догилевой. Мы её дождались, бабушка полезла к ней обниматься, говорить как ей нравится фильмы с ней и так далее.

  Рядом со зданием киносалона был маленький парк - детская площадка с деревянными домиками.

  В один летний день из здания киносалона вышли: владелец-кинопродюсер и Александр Абдулов. Вышли прогуляться в тени деревьев. Я была тогда ребёнком и не понимала, что можно было подойти, взять автограф. Мамы, которые там гуляли, естественно, побежали просить автографы у Абдулова. (Мобильных телефонов, для селфи, тогда же не было). 

  Потом, когда к концу 90-х видеомагнитофоны появились почти в каждой семье, видео салоны начали закрываться. И этот тоже закрылся, естественно.”

  Но офис Рудинштейна остался. И именно в нём Марку Григорьевичу и его коллегам, переживавшим за отечественный кинематограф, находившийся в то время в упадке, пришла идея, как его поддержать. Здесь, в краснокирпичном доме на Революционном проспекте, и был задуман

Фестиваль некупленных фильмов, который впервые был проведён в Подольске в апреле 1990 года под названием “Некупленное кино”. После успешного старта кинофестиваль переехал в курортный город Сочи и получил название “Кинотавр”. Местом проведения мероприятия традиционно являлся Зимний театр в Центральном районе Сочи. 

С 1994 по 2005 год фестиваль состоял из двух частей: Открытого российского кинофестиваля и Международного кинофестиваля. По состоянию на 2008 год это был крупнейший национальный кинофестиваль в России.

  Кинотавр, ставший важным явлением в культурной жизни страны, просуществовал до 2021 года. В 2022 году Александр Роднянский, ставший президентом фестиваля после Рудинштейна, отказался проводить это мероприятие по политическим мотивам.

  Но, как бы то ни было, а Кинотавр, гремевший с 1990 по 2021 годы не только в России в статусе главного смотра национального кино, зародился именно здесь, на подольской земле, в этом старинном купеческом доме…

Использованые материалы:

https://podolskriamo.ru/articles/stati/doma-s-istoriej-i-pamyatniki-chto-posmotret-v-tsentre-podolska/

https://podolskriamo.ru/articles/stati/doma-s-istoriej-i-pamyatniki-chto-posmotret-v-tsentre-podolska/

https://vk.com/wall-39257668_1602853

https://vk.com/topic-2336276_33793525

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80

https://dzen.ru/b/Yoerf3s1nGvqOe8Y

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться