Описание окружающей местности

Известно, что в Средней Азии образованию уделяли много внимания, поэтому во всех крупных городах было несколько десятков крупных медресе (мусульманских высших учебных заведений). В Хиве их насчитывалось более 30, по другим данным даже 50(!), до наших дней дошло два десятка медресе. Практически все они имеют очень торжественный и пышный облик, что замечательно иллюстрирует отношение людей того времени к знаниям и к обучению.

Каждое из хивинских медресе имеет свою собственную историческую, культурную и архитектурную ценность. Все они разные и имеют специфические особенности, несмотря на то, что они строились, следуя чётким архитектурным мусульманским правилам. .Некоторые из них имеют парадный и праздничный вид, некоторые отличаются огромными размерами, некоторые малы и неприметны. Изучая особенности медресе, можно много узнать не только об эволюции архитектуры, но и о культурной жизни древнего Узбекистана до прихода Советской власти.

У восточного входа в Ичан-Калу Палван-Дарвоза расположено большое медресе Алла Кули-Хана. Здесь можно видеть интересную картину: два медресе составляют единый ансамбль, причём одно из них, более древнее и маленькое, является как бы платформой, на которой возведено второе крупное медресе роскошного вида. Нижнее здание, которое служит опорой для медресе Алла Кули-Хана, именуется медресе Хурджум (медрессе Ходжамберды-бия). Оно было основано в 1688 году. Медресе Алла Кули-Хана основывалось гораздо позже, но Хурджум не стали уничтожать, а решили кардинально перестроить. Возник большой перепад уровней, и получилось так, что крыша медресе Худжрум фактически является основанием для медресе Алла Кули-Хана. Также из-за нововведений медресе Худжрум было разделено на две половины. Тогда оно и обрело своё нынешнее название, которое в переводе означает «Переметная сума».

Медресе Алла Кули-хана строилось в 1832-35 годах. Несмотря на то, что пространство, выделенное для постройки медресе, было небольшим, зодчие ухитрились лаконично вписать в окружающий ландшафт сооружение довольно больших размеров. С северной частью медресе граничит караван-сарай и базар, а с южной стороны к нему примыкают городские ворота Палван-дарвоза.

В медресе Алла Кули-хана насчитывается 99 келий. Одна часть медресе отдана под мечеть, другая часть – под учебные аудитории. Несколько помещений (худжр) занимала большая библиотека, которую собирал сам Алла Кули-хан. Тут были собраны очень ценные учебные, религиозные и светские книги. Любой студент имел возможность читать эти книги и заниматься по ним. Дворовой фасад и главный портал здания традиционно украшены затейливыми мозаичными узорами. Тут преобладают традиционные флористические мотивы и сочетание бело-голубых оттенков. На южном портале медресе рисунок немного отличается: тут вы можете увидеть геометрические сюжеты с переплетением множества колец.

Каждый из хивинских правителей старался оставить как можно больший и значительный след в истории города, возводя мечети с величественными минаретами и высшие мусульманские учебные заведения. Одно из самых ранних медресе, находящихся в Хиве, носит название Кутлуг Мурад-инак. Его возвёл Мухаммад-Рахимхан I (старший брат Кутлуг Мурад-инака) в 1809 году, как раз в то время, когда хивинское ханство набирало мощь.

Медресе Кутлуг Мурад-инак  расположено неподалёку от городских ворот Палван-Дарвоза. Через ворота люди проходили, чтобы попасть в древний торговый городок Хазараспу. Согласно легендам, мастера, которые возвели медресе Кутлуг Мурад-инак, были приглашены как раз из Хазараспа.

Планировка и оформление здания строго следуют средневековым традициям, касающимся строительства медресе. Из-за того, что здание довольно раннее, оно ещё не имеет такой пышной майоликовой отделки, которой могут похвастаться более поздние строения. Его порталы довольно скромно украшены. Расцвет хивинской школы резной майолики начался спустя десятилетие после окончания строительства медресе Кутлуг Мурад-инак.

У этого медресе есть некоторые особенности, которые отличают его от подобных строений. К ним относятся такие оригинальные элементы декора, как терракотовые панно, украшенные резным орнаментом, и оригинальные по форме и исполнению декоративные сталактиты, которые расположены в углублениях фасада. По углам медресе украшено башенками «гульдаста».

По преданию, Кутлуг Мурад-инак в своём завещании выразил желание быть погребённым в медресе, названном его именем. Но умер он за пределами Хивы, и городские обычаи не позволили похоронить его в центре города. Поэтому восточную городскую стену разобрали, чтобы медресе стало находиться за городской чертой.

Медресе Алла Кули-хана и медресе Кутлуг Мурад-инак находятся напротив друг друга и  вместе образуют ансамбль «Кош». В переводе этот эпитет означает «парное», «двойное». Так называли архитектурные ансамбли, в которых медресе располагались парой и как бы «переглядывались», дополняя друг друга. На площади между медресе расположена торговая площадь, где можно приобрести отличные узбекские национальные сувениры.

 Ещё одно интересное медресе носит имя Абдулла-хана. Обычно медресе называли в честь правителя, который приказал его построить. Но Абдулла-хану на момент строительства медресе исполнилось бы лишь 17 лет. В этом возрасте юноша трагически скончался в Туркмении. Медресе было построено его матерью, супругой тогдашнего хивинского хана Кутлуг Мурад-инака в память об ужасной потере в 1855 г..

Медресе Шерагизхана – так называемое «рабское медресе». Это невесёлое название неслучайно и оно имеет жутковатое обоснование, связанное с трагичной историей. Шерагизхан был очень успешным воителем, который построил медресе, чтобы увековечить свою славу и подтвердить своё могущество. Медресе полностью выстроено силами тысяч рабов.

Ажурная надпись на портале медресе Шерагызхана в Хиве гласит: «Смерть от рабов приемлю». Начало его строительства датируется 1719 годом. В то время Шерагызхан вернулся из победоносного похода на Мешхед, приведя с собой в город более 5000 пленных из персов, которые стали рабами. И в это же время был полностью разгромлен русский отряд Бековича-Черкасского, который в Среднюю Азию послал Пётр Первый, чтобы установить дипломатические отношения с местными ханами. Русские и персидские рабы были собраны в одном месте, и им было поручено строить это медресе.

Условия, в которых трудились рабы, были воистину нечеловеческими. Люди погибали от голода, болезней, усталости. Многие умерли прямо здесь, на стройке, и были похоронены на месте, став единым целом с фундаментом здания. Рабы не смогли трудиться долго в таких условиях, и в 1724 году подняли большое восстание. Оно завершилось успешно – Шерагызхан был убит, рабы обрели свободу. Титанический труд, который был затрачен на строительство медресе, не пропал даром – при других правителях оно было достроено до конца. Убитого Шерагызхана похоронили со всеми почестями, возведя над могилой мавзолей у западного крыла медресе.

Впоследствии медресе стало одним из важных учебных заведений в Хиве. Тут обучался основоположник поэзии Туркменистана – Махтумкули Фраги и другие знаменитости. Благодаря стараниям реформаторов, в медресе преподавались не только исламские религиозные дисциплины, но и светские науки, искусства и игру на музыкальных инструментах. При медресе формировались обширные библиотеки, книгами из которых мог пользоваться любой из обучающихся.

В черте внутреннего города Ичан-Калы, у западных ворот Ота Дарвоза в 1855 году было возведено прекрасное и величественное медресе Мухаммад-Аминхана. По своим размерам медресе относится к крупнейшим не только в Хиве, но и во всей Средней Азии.

Согласно сохранившимся документам, в медресе обучалось 260 студентов. Тут было 126 жилых помещений – худжр, несколько больших залов для чтения лекций, и, конечно же, мечеть. Строительство медресе пришлось на то время, когда в Хиве бурно расцветала школа майоликовой мозаики. Поэтому его орнаментальный декор отличается особенной пышностью и выразительностью. Украшая медресе, древние мастера хотели символически отобразить стремление к высшей гармонии, красоте и пониманию божественных законов.

На портале медресе мозаикой выложена хвалебная ода, которая предрекает строению славу и радость, которое оно принесёт потомкам. В единый архитектурный ансамбль с грандиозным медресе вписывается минарет Кальта-Минор, «Короткий», который задумывался, как самый высокий и прекрасный минарет в Средней Азии, однако так и не был достроен. И минарет, и медресе отличается несказанно пышным и сложным оформлением, в исполнение которого мастера вложили всё своё мастерство.

Мрачная и грозная легенда связана со строительством медресе и минарета. Мухаммад-Аминхан провозгласил, что медресе должно сооружаться бесплатно, ведь построить такое сооружение – благое дело для любого мусульманина. Каждый житель Хивы должен внести свою лепту в строительство грандиозного здания – кто деньгами, а кто своим трудом.

На протяжении более чем 2-х лет непрерывно шло строительство медресе. Народ был голодным, изнемогающим от усталости, однако люди всё равно продолжали строить, не получая никакой платы за свой труд. Некий Матъякуб решил поднять восстание против воли царя, потому что строители умирали от болезней, голода и бессилия. Восстание было очень жестоко подавлено правительством, а Матъякуб схвачен. В назидание всем вольнодумцам Матъякуб был завёрнут в свежую шкуру живьём и заложен в фундамент строящегося минарета. Сверху положили плиту, где записали это событие. Возможно, это сломило дух народа и правительство потеряло контроль над ситуацией, поэтому минарет так и не был достроен.

Одним из самых изящных медресе в Хиве является небольшое по размеру медресе Матнияз-Диван-Беги. Своим порталом оно обращено к медресе Мухаммад-Амин-Хана. Построено медресе Матнияз-Диван-Беги было в 1871 году по приказу ханского министра, имя которого оно получило. Портал медресе богато украшен замысловатой сине-бело-голубой майоликовой мозаикой в лучших традициях хорезмской школы.

В 1871 году в Хиве было завершено строительство самого значимого с культурной точки зрения учебного заведения – медресе Мухаммад-Рахимхана II. Этот правитель был неординарной личностью, он покровительствовал науке и поэзии. Более того, он сам являлся прекрасным поэтом и литератором, который творил под псевдонимом Фируз. По инициативе Фируза в 1874 году появилось первое литографическое издание, где печатались книги. Также он провёл успешную реформу системы образования, введя в курс медресе не только религиозные, но и светские науки.

Как ещё один вклад в дело просвещения, Мухаммад-Рахимхан приказал возвести медресе. Оно имеет необычную планировку, которая отступает от традиционных представлений об устройстве медресе. Медресе отгорожено глухой стеной, образуя небольшой двор. По всему периметру двора расположены одноэтажные худжры – кельи для проживания студентов. В глубине двора, напротив главного входа, расположено двухэтажное здание с красивым порталом. Он оформлен небесно-голубой глазурованной мозаикой. Фасад здания также украшен узорчатой кирпичной кладкой и башнями гульдаста.

В медресе располагалась довольно обширная библиотека, зимняя и летняя мечеть, а также крупные аудитории для преподавания – дарсхана. Здание было самостоятельной системой жилых и учебных помещений, где были созданы прекрасные условия для проживания и обучения студентов. Среди помещений медресе есть также и подсобные комнаты, ванные и кухни.

Благодаря тому, что покровителем этого медресе был Фируз, здесь большое значение придавалось изучению искусства стихосложения. Тут проводились поэтические вечера «Мушоира». На них выступали видные поэты того времени, которые блистали своим мастерством перед Фирузом – Камил Хорезми, Табиби и другие. Студенты медресе могли читать свои стихи и участвовать в научных диспутах с именитыми учёными и поэтами.

Медресе Мухаммад-Рахимхана является самым ярким в центре города, доминируя над другими сооружениями но при этом составляя вместе с ними единый гармоничный ансамбль.

Медресе Амира-Тура в Хиве было построено в 1870-м году. Его строительство предписывается Амиру-Туру, являющемуся братом тогдашнего правителя Хивы – Мухаммада-Рахимхана II. Оно отличается довольно высоким порталом, который искусно построен таким образом, чтобы создавать иллюзию наличия у медресе двух этажей, хотя на самом деле оно двухэтажное.

В отличие от многих других медресе, это выдержано очень аскетично и скромно. В оформлении его портала вообще не использован какой-либо декор. Не сильно украшены только боковые башенки медресе, именующиеся гульдаста. Их украшают тонкие пояски зелёной мозаики. Элегантность и простоту строению придают ажурные решётки из ганча, которыми украшены окна жилых помещений – худжр. Эти решётки называются панджара. Если сравнивать размеры медресе Амира-Тура с размерами других подобных сооружений, то можно назвать его средним, не слишком большим, но и не совсем маленьким.

Гораздо раньше, в 1616 году, в центре Хивы было возведено медресе Араб-Мухаммад-Хана. Несмотря на то, что его с медресе Амира-Тура разделяет более чем 200 лет, они схожи своей аскетичностью и простотой. Строительство медресе Араб-Мухаммад-Хана связано с представителем династии чингизидов, который дал ему своё имя. Построено оно было в честь того, что столица Хорезмского ханства была перенесена из города Куня-Ургенч в Хиву.

Алла Кули-Хан в 1838 году приказал отреставрировать и частично перестроить древнее медресе. К тому времени оно стало частью архитектурного ансамбля, гармонично соседствуя с более поздним медресе, носящим имя Мухаммад-Амин-инака (1785).

Один из самых ярких ансамблей Хивы - минарет и медресе Ислам Ходжа, построен относительно недавно. Строительство комплекса было начато в 1908 году.

Ислам-Ходжа, приказавший построить комплекс, занимал должность визиря (советника) при Исфандияр-хане. Кроме того, что Ислам-Ходжа возвёл этот прекрасный архитектурный ансамбль, он ещё и приказал возвести в Хиве прогрессивные сооружения – телеграф, больницу, почту, аптеку. Рядом с медресе была построена русско-туземная школа, где активно проходила ликвидация безграмотности местного населения.

Ислам-Ходжа мечтал, чтобы Хива стала современным городом и была соединена железной дорогой с другими крупными городами. К сожалению, на то время не все его планы были реализованы. За смелые идеи государственного советника ждала жестокая расплата – заговор и убийство. Его организовал сам Исфандияр-хан, и вместе с визирем он приказал убить сына Ислам-Ходжи и Раим-бергена – помощника Ислам-Ходжи, строившего и мечеть, и минарет.

Минарет и медресе Ислам-Ходжа – это последнее великое архитектурное творение досоветского периода в Хиве. Ансамбль придаёт виду города необходимую завершённость.

 https://uzbekistantravel.ru/category/dostoprimechatelnosti-uzbekistana

 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться