Стальные лазейки. Дом наоборот [VI/33228]
Описание окружающей местности
Предлагаю вам оригинальную серию тайников с общим названием «Стальные лазейки». Это интересные места Москвы, которые находятся в оживленных местах, но их никто не замечает. Это артефакты нашего города, которые буквально находятся у нас под ногами. Это интересная прогулка по знакомым местам.
Если посмотреть на фасад дома №10 по улице Чаплыгина, то можно увидеть три медальона, на двух из которых указан год. Это доходный дом Коровина. Владимир Михайлович Коровин — стоматолог, старшина Собрания зубных врачей Москвы, домовладелец — владел этим домом в 1914 году. На четырех этажах этого двухподъездного дома было 14 квартир. В одной из них жил сам Коровин, а остальные сдавались в аренду. Дом построен в 1893-1894 годах по проекту архитектора Кондратенко.
Иван Гаврилович Кондратенко был одним из наиболее востребованных московских архитекторов того времени. Человек непростой судьбы. Он родился в 1856 году в деревне в малороссийской глубинке, был незаконнорожденным ребенком крепостной крестьянки. В детстве перенес тяжелую простуду с осложнениями и частично оглох. Из-за этого обучение давалось Ивану тяжело. Но случилось так, что мальчик был прихожанином Свято-Георгиевской церкви в имении отставного поручика Сергея Осиповича Шультена. Шультен помогал многим и помогал щедро. Кондратенко посчастливилось попасть на обучение к Шультену, которое тот организовал для некоторых одаренных детей у себя дома. Среди прочих тут учился и Василий Тимофеевич Судейкин, будущий чиновник Министерства финансов и сенатор. Потом Шультен отправил мальчика учиться в Москву в Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Потом было обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств. После окончания Академии Кондратенко устроился сверхштатным сотрудником в Строительное отделение Московского Губернского правления и много лет занимался строительством общественных и частных зданий.
А потом случился несчастный случай. Во время строительства тюремной Бутырской больницы и здания конвойной команды упало корыто с известью. Кондратенко получил серьезную травму глаз, из-за которой впоследствии ослеп. Несмотря на это, он продолжал заниматься зодчеством, но уже в соавторстве с архитектором Семеном Александровичем Дорошенко. Кондратенко придумывал проекты и воплощал их в макетах из глины, выполняя эскизы крупных элементов. А Дорошенко дорабатывал мелкие детали и создавал чертежи.
В ранних работах Кондратенко был приверженцем русского стиля. К 1910-м годам обратился к лаконичному модерну. С начала 1910-х перешел к решениям, для которых характерна архитектурная романтика, экстравагантность, отсылки к средневековой крепостной архитектуре и неоклассицизму.
Но вернемся к нашему дому. Годы на медальонах — это годы постройки здания. Получается, что дом строили начиная с верхних этажей? Но так ведь не бывает?
В одном сообществе в Интернете нам удалось наткнуться на весьма интересное объяснение этой загадки. В сообществе состоят люди, кто уверен, что историки нам все врут. Поэтому эти годы — это годы, когда откопали здание. Ну, Вы, возможно, знаете — Потоп XVIII века, откопанные города и все такое. Если не знаете, полюбопытствуйте, довольно импозантная гипотеза.
А мы, пожалуй, останемся приверженцами тривиального решения загадки. Дом все же построили, а вовсе не откопали. И строили его по всем нормам и правилам, снизу вверх, от подвала к крыше. В XIX веке строительство велось с октября по апрель в несколько сезонов, отделку выполняли начиная с верхних этажей. И вот первая дата — это год начала строительства, вторая — год отделки фасада.



