Описание окружающей местности

Красивый, расписанный в древневизантийском стиле храм, расположенный в микрорайоне «Черемушки», привлекает внимание как жителей города, так и туристов. На его территории расположены деревянная часовня, небольшая колокольня и даже фонтан, чашу которого венчают символы мира – белые голуби. Церковь Рождества Христова появилась в Армавире совсем недавно.

В микрорайоне «Черемушки» в 2000 году был основан приход Рождества Христова. В то время, когда православная община только начинала формироваться, настоятели и прихожане столкнулись с множеством трудностей. Первоначально для нужд прихода было выделено небольшое здание клуба заводского общежития. Это одноэтажное здание стало домом для храма, трапезной, церковной лавки, библиотеки и кабинета настоятеля. Над крохотной прихожей, площадью всего метр на метр, был установлен колокол, который стал символом новой духовной жизни в микрорайоне.
С каждым годом «Черемушки» росли, увеличивалось население, и вместе с ним возрастали потребности прихода. Храм, который когда-то казался уютным, стал переполненным. Во время служб прихожане порой стояли в тесноте, не имея возможности поднять руку для крестного знамения. В праздничные дни ситуация становилась еще более напряженной — не хватало места не только в самом храме, но и на прилегающей территории. Обращения к городской администрации о выделении земельного участка под строительство нового храма рассматривались, но свободных площадок в микрорайоне не было.

В 2004 году настоятелем прихода стал иерей Иоанн Гелеван. С его приходом история строительства нового храма получила новое дыхание. Отец Иоанн вдохновил прихожан на активные действия — они начали читать круглосуточные молитвы, прося Господа о помощи в их начинаниях. Представители общины верили, что их молитвы не останутся без ответа. И вот власти города смогли найти участок земли, который можно было выделить под строительство нового храма. Это стало настоящим подарком судьбы для прихожан, которые так долго ждали этого момента. Пока велась подготовка к сооружению храма, на месте будущей стройплощадки был воздвигнут поклонный крест с надписью «здесь будет построен Дом Божий». В первую очередь на территории будущего храма была поставлена деревянная часовня. Из Архангельска были доставлены бревна, завезена пакля, другие необходимые материалы. Наступил долгожданный миг – освящение часовни в честь святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Уже на следующий год здание было достроено, и на месте, где не так давно высился поклонный крест, поднялся деревянный храм. 20 января 2007 года, в праздник Собора Иоанна Предтечи, здесь отслужили первую божественную литургию.

К лету 2015 года практически закончилось возведение и каменного храма, представляющего редкий для края образец церковной постройки в «раннемосковском» стиле. При проектировании храма его автор (архитектор Ф. И. Афуксениди), наверняка, вдохновлялся формами собора Спаса Нерукотворного Образа в московском Спасо-Андрониковом мужском монастыре. При этом речь не идёт о копировании уже известных форм: выбеленный после постройки кирпичный одноглавый Рождественский храм является примером самоценного продолжения архитектурной традиции 600-летней давности. Отметим позакомарное завершение не только фасадов высокого четверика, но и всех трёх частей алтарной апсиды, а также спокойные, плавные формы трёхлопастной закомары, завершающей фасад массивного западного притвора. Экстерьер церкви богато украшен традиционными для подлинно-русского храмового зодчества элементами. Среди них: многочисленные ширинки с помещёнными в них крестами, горизонтальные тяги, плоские пилястры, наличники. Три – южный, западный и северный – перспективных портала традиционно обрамлены украшенными дыньками полуколоннами, завершающимися килевидными арками.

Отличительной особенностью храма является также его роспись, которая велась с 2020 года. Трудились над ней мастера иконописных артелей из Палеха и Шуи Ивановской области. Ранее художники принимали участие в создании росписей Кронштадтского Морского собора святителя Николая Чудотворца, храмов Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, Свято-Пантелеимоновского храма города Сочи.

Совместно с мастерами-иконописцами были разработаны эскизы, вдохновленные евангельскими сюжетами, придающими храму особый духовный заряд. Иконостас этого храма становится уникальным произведением искусства, где каждая фреска несет в себе глубокий смысл и символику. Особое внимание привлекает изображение Христа, Адама и Евы, где Божественная милость и прощение преображаются в величие спасения. Разбитые двери ада, символы грехов и страстей, под ногами Христа, напоминают о Победе Благодатного Спасителя над силами зла. Образ, расположенный на иконостасе, - детальная копия уникальной фрески из стамбульского монастыря в Хорах. Однако несколько лет назад храм стал мечетью, а фреску закрыли тканью. Поэтому настоятель храма  попросил мастеров изобразить точную копию Стамбульской фрески, чтобы армавирцы могли видеть ее. 

Достаточно просто войти внутрь храма и осмотреться по сторонам и вы увидите разительное отличие его внутреннего убранства и росписи от всего, ранее вами виденного в православных церквях и храмах. Композиция росписей храма Рождества Христова выстроена так, что даже несведущий в религии человек сможет по ним «прочитать» основные евангельские сюжеты. А иконостас уникален тем, что на нем написаны фрески, а не вставлены иконы. Как отмечает настоятель, после того, как мастера-иконописцы завершили работы, посетителей в храме стало гораздо больше.

По материалам "Армавирского вестника"

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться