Описание окружающей местности

80-летию Победы посвящается­­­­

…мы не могли не приехать сюда. Поражает масштаб, поражает контраст. Руины огромной территории печально знаменитого на всю планету завода видны издалека, и времени в пути достаточно, чтобы прочувствовать колоссальную силу событий тех дней – мы спускались по улице Шмидта, по мосту через реку Кальмиус. Подъехав вплотную, оказались «лицом к лицу» с совершенно нетронутом следами ожесточённых боевых действий мемориалом. Большой памятник будто пахнет ещё свежей краской! Как такое может быть? Позади километры руин, чёрные трубы остановившегося навеки завода, горы перемолотого кирпича с торчащей арматурой, рваные рельсы, на них ржавеют не разгруженные думпкары. И он. Белый, чистый, гордый. Несмотря на пасмурность, кажется, что сияет.
Первая мысль – чудо! Неужто в этой мясорубке мемориал смог уцелеть? Ведь буквально полчаса назад мы видели, в каком состоянии памятник «украинскому Моисею» и храм за ним, изрешеченные пулями и осколками, уже затянутые в леса реставрации.
Да, реставрация. Город восстанавливается ударными темпами, многое сделано, Мариуполь сейчас уже воистину возрождённый! Отреставрированы или восстановлены дома, с нуля построены новые кварталы, много. Быстро затягиваются следы военных действий. Кажется, быстрее, чем в своё время в Чечне (из того, что мы наблюдали своими глазами).
Вот  и этот памятник. Конечно же, этот вид – как новый – результат капитального ремонта, ибо в известных событиях он очень сильно пострадал…

«Подвиг никогда не умирает. В памяти хранит его народ» написано на монументе, а на табличках перечислены фамилии погибших и пропавших без вести азовстальцев.

Памятник-оригинал в городе Мариуполе был открыт 25 октября 1967 года, его авторами стали архитектор Ю. Леньков и скульптор В. Батяй.
Монументальная композиция состояла из фигур солдата, матроса и рабочего-сталевара, за спинами которых возвышается знамя.
В августе 2022 года все три фигуры были полностью разрушены и реставрации не подлежали. Повреждения получил и постамент.

К восстановительным работам строители приступили в июне 2023 года. А в конце августа 2023 ударными темпами свою работу начала и скульптор Анна Шумакова, приехавшая для реализации этого проекта в Ростов-на-Дону.
Точные копии фигур изготовлены из прочного армированного арт-бетона и могут простоять долгие годы.

– Я очень люблю скульптуру советского периода. Есть в ней ощущение той эпохи - открытость образов, гипертрофированность посыла, простота и сложность одновременно. В таких скульптурах можно прочувствовать время, в которое они создавались, менталитет, образ мышления, состояния людей.
Расцвет скульптуры в СССР произошёл после Великой Отечественной войны. Большинство скульптур изготавливались из бетона, и в наше время, к сожалению, подходит к концу срок жизни этого материала. Уходит эпоха, но я использую все возможности, чтобы сохранить наследие.
Поэтому, когда летом ростовский скульптор Карен Парсамян предложил мне воссоздать полностью разрушенный в Мариуполе советский монумент, я сразу поняла, что возьмусь за это.
По сохранившимся немногочисленным фотографиям, найденным в интернете, я слепила из арт-бетона три фигуры – солдата, матроса, рабочего. В общей сложности на создание памятника ушло три месяца (месяц – изготовление усиленного каркаса, ещё два – лепка). Скульпторы понимают, что это очень малый срок для такой большой работы (высота фигур 3 м 20 см) и мне, конечно, хотелось бы больше времени для более точного воспроизведения и анализа деталей и композиции, но это было бы идеально, а идеальное случается нечасто.

Скульптура-прототип 1967 года лепилась из глины, а воссоздавала я её из арт-бетона. Одна из особенностей работы с ним – сложно что-либо кардинально изменить. Это не глина, которую легко снять, переложить, цементный раствор быстро становится очень прочным, сдолбить что-нибудь лишнее стамеской и молотком довольно сложно, можно править мелкие детали, или пока раствор свежий, а по-крупному ошибаться никак нельзя.

Кроме того, очень сжатые сроки и высокая физическая нагрузка: за два месяца я перекидала своим мастихином несколько тонн цементной смеси, огромное количество раз поднялась по лесам на трёхметровую высоту и обратно. Помощники, замешивавшие и подававшие раствор, не выдержав нагрузки, менялись несколько раз…

Это была важная для меня работа. По моим глубоким убеждениям, скульпторы должны сохранять память людей, и в этом проекте я свою задачу как скульптор выполнила. (с) Анна Шумакова (источник)  

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться