Описание окружающей местности

                                                                                                                                   80-летию Великой Победы посвящается

У Вечного огня два памятника: слева памятник, связанный с событиями Гражданской войны, справа – мемориал, напоминающий о событиях Великой Отечественной войны. Памятник «Борцам за Свободу» слева от Вечного огня давно стал достопримечательностью Георгиевска.

В один летний день 1921 г. банда неизвестного атамана количеством до 50 сабель, вооруженных с ног до головы, при одном пулемете, на 9-ой версте Прикумской железнодорожной ветки, остановила шедший в Прикумск товарно-пассажирский поезд. Заняв полустанок и захватив в свои руки телефонные и телеграфные аппараты, бандиты оцепили поезд и моментально, под угрозой смерти, приказали машинисту отцепить паровоз от состава поезда. Бандиты под личиной якобы красноармейского отряда и под предлогом борьбы с бандитизмом, начали производить в вагонах обыски, будто ища беглых бандитов, скрывающихся в данном поезде. Обыск шел чинно благородно, никакого замешательства, а главное подозрений у пассажиров не было. Бандиты, видя, что их операция больше чем удачна, выбирают удобный момент и производят действительно хитрый маневр: командир банды, именуя себя командиром отряда, обращается к пассажирам с такими приблизительно словами: «Товарищи коммунары и чекисты! Помогите нам найти среди пассажиров скрывающихся бандитов! Думаю, что вы не откажетесь от моего товарищеского предложения и придете отряду на помощь, тем более, у вас есть оружие. Желающих прошу присоединиться к отряду, для получения операционных заданий!» Удочка была заброшена ловко. После произнесенных слов командира банды из числа пассажиров выходят 26 партийных и советских товарищей, пожелавших своим участием оказать содействие «отряду». Приняв под свое командование 26 человек, бандиты ловким приемом незаметно их взяли в кольцо. Несколько человек, главным образом коммунисты, были взяты в вагоны производить проверку документов. Они, ничего не подозревая, охотно выполняли порученные им задания.
Произведя обыск по вагонам, было собрано со всего поезда оружие, и когда эта последняя операция мнимому отряду удалась на славу, — командир банды объявил 26 партийным и советским работникам, что они арестованы. Пленникам сейчас же повязали назад руки. Только тогда они поняли, что дело плохо и что они находятся в руках настоящих бандитов, но было уже поздно.
Командир банды приказал всем пассажирам покинуть вагоны и выйти на площадку полустанка. Собрав большую перепуганную толпу народа, командир открыл короткий митинг, где призывал присутствующих встряхнуться и вступать в банды, на борьбу против Советской власти. Закончив митинг, командир, разогнал пассажиров по вагонам, приказал машинисту трогаться в путь по направлению к г. Прикумску.
Поезд на «9-ой версте» простоял в общей сложности около 3-х часов.
Оставшиеся 26 человек со связанными руками были конвоированы бандой в зеленую густую чащу Обильненского леса. Все они были зверски казнены. Так печально окончилась история с «9-ой верстой»...

На место казни, для установления факта расстрелов, была командирована специальная комиссия уездного ЧК, в сопровождении отряда красноармейцев в 15 человек и при одном пулемете. Выехали к месту казни на грузовом автомобиле.
На 9-ой версте,рассыпавшись цепью, отряд красноармейцев подошел к опушке леса, где нащупали старую заросшую бурьяном дорогу, которая, как выяснилось потом, служила одной из главных дорог к месту штаба банды.
Пройдя по лесу приблизительно около получаса, отряд вошел на поляну, где их взору представилась ужасающая картина: по всей поляне было разбросано около 20 погибших. У всех кисти рук перевязаны кожаными шнурками. Глаза выколоты, уши, нос отрезаны, на теле вырезаны длинные ленты, животы проколоты штыками. Один из коммунаров, высохший как тарань, находился в сидячем положении, воткнутым на острый кол. Остатки другого были на костре, скорее всего, мученика ещё живым положили на костер и сожгли. На одном дереве висит скелет, обтянутый высохшей кожей, на нем одета рубаха, а на рубахе приколота бумажка с надписью: «Вот тебе свобода и Советская власть».

Врачи произвели обследование истерзанных тел, а присутствующее духовенство стало свидетелями факта, как на деле расправляются бандиты с советскими и партийными работниками. На следующий день погибших коммунаров доставили в Георгиевск, где они были с почестями преданы земле. В настоящее время над могилой зверски замученных на «9 версте» партийных и советских работников стоит этот памятник: «Борцам за свободу».

Рядом с памятником, посвященном гражданской войне – мемориал, напоминающий о событиях Великой отечественной войны. Георгиевск «стонал» от зверств фашистов. 10 августа 1942 года в город приехали гестаповцы. Они разместились в здании дома №87 по улице Продольной. Жители города боялись проходить по этой улице, мимо этого дома. Оттуда днём и ночью раздавались стоны людей, которых пытали с невероятной жестокостью. В подвале людей подвешивали за руки, и они часами висели на посиневших, опухших кистях. Ночью истерзанных людей вывозили в песчаный карьер, что за железной дорогой на окраине села Краснокумское, или в лесной питомник, где их расстреливали. Умерших на допросах в стенах гестапо не вывозили, а бросали в ямы, вырытые во дворе. Жители соседних домов не раз видели, как гитлеровцы при свете карманных фонариков добивали людей в этой яме.
О зверствах фашистов в Георгиевске первыми рассказали фронтовые корреспонденты, позднее известные советские писатели Алексей Толстой и Анатолий Калинин. Вот строки из их воспоминаний Калинина:
«Немцы вошли в город 9 августа 1942 года. Установили свои порядки, открыли свои учреждения, в том числе и управу. Возобновили работу некоторых предприятий и артелей. Оккупационные власти сообщали, что жители охотно идут на их работы, на самом деле основной рабочей силой были узники двух временных лагерей для советских военнопленных, располагавшихся на улице Выгонной (ныне ул. Ермолова).
11 августа в город приехали гестаповцы и разместились в особняке по улице Продольной, 87. Во двор въезжали крытые брезентом машины, привозили задержанных. Фашисты бесчинствовали в Георгиевске. 27 августа 1942 года немецкие власти у здания комендатуры в Георгиевске собрали несколько сотен жителей еврейской национальности, якобы, для переселения в другие районы, и на 26-ти грузовиках и на 18-ти подводах перевезли за город в песчаные карьеры и всех расстреляли. Северную стену карьера, у которой был произведён расстрел, немцы подорвали и засыпали тела жертв толстым слоем песка и глины. Всего в песчаных карьерах немцы расстреляли 830 мирных жителей. Среди расстрелянных было много детей, от грудного возраста до 7 лет. Многие из них лежали, прижимая к груди любимые игрушки...
Позднее, уже став известным писателем, он описал увиденное в своём произведении «Две тетради».

Георгиевск был освобожден войсками Закавказского фронта Северной группы войск. Нерадостная картина предстала взорам освободителей. Участник освобождения города полковник Гришаев писал: «Город встретил нас грудами развалин и дымящимися воронками, на юго-западе города высились штабеля авиабомб. Уничтожены все школы-новостройки. Взорван и выведен из строя арматурный завод - все станки вывезены, увезено оборудование и сырьё».

Алексей Николаевич Толстой, известный писатель, член комиссии по расследованию зверств фашистов на оккупированных территориях, приехал в Георгиевск 11 июля. В первую очередь А.Н. Толстой посетил могилы жертв фашистской оккупации. Он был свидетелем ужасающих сцен раскопок рвов и ям, в которых были захоронения.
«Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Георгиевске Ставропольского края» был подписан 28 июля 1943 года.
Помимо леденящих душу свидетельств там был и такой факт. Перед отступлением немцев из города, 9-10 января, по приказу начальника немецких лазаретов шеф-врача Гаймана, на городском рынке были проданы спирт и сода. Как оказалось, спирт был метиловым, а сода - щавелевая кислота. Несмотря на то, что разместившийся в Георгиевске медико-санитарный батальон дивизии оказывал горожанам всю возможную помощь, спасти удалось далеко не всех. В итоге - 714 человек отравленных, из них 270 со смертельным исходом, а 50 горожан ослепли. Эти документы, составленные А.Н. Толстым в Георгиевске, фигурировали как доказательства вины на Нюрнбергском процессе.
2500 прерванных человеческих жизней - таков общий итог пребывания немцев на георгиевской земле... Уничтожено 200 жилых строений, повреждено более 700. Общий материальный ущерб оценивался в 263,5 миллиона рублей.

Трудное было время, не сытое и скудное, а вот души людские, к счастью, не оскудели на доброту, сострадание. Георгиевцы, зачастую обделяя себя и свои семьи, передавали сбережения в фонд обороны страны. Так, на строительство эскадрильи «Ставропольский колхозник», авиазвена «Пионер Ставрополья», бронепоезда «Комсомолец Ставрополья», на танковую колонну георгиевцы сдали 1 миллион 160 тысяч рублей! Коллектив маслозавода собрал личных сбережений 18655 рублей, облигаций на 42860 рублей, отчислил за неиспользованные отпуска 23615 рублей. И всё это - на строительство эскадрильи самолётов «Трудящиеся Ставрополья».
По инициативе начальника железнодорожной дистанции пути Ханаева георгиевские железнодорожники собрали 150 тысяч рублей на строительство самолета-истребителя ЛА-7 «Георгиевский путеец». Этот самолет был передан одному из лучших летчиков 2-го истребительного Оршанского полка гвардии майору Герою Советского Союза А.И. Майорову.

Информация найдена и обработана авторами из нескольких интернет-источников в свободном доступе.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться