Описание окружающей местности

В Георгиевске бывали многие выдающиеся личности: А. С. Пушкин, А. П. Ермолов, А. И. Солженицын. Тринадцать раз в городе бывал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Приехав в Георгиевскую крепость в 1841 году, М. Ю. Лермонтов изменил первоначальное решение ехать в крепость Темир-Хан-Шуру. Случайный дорожный спутник его, ремонтер Борисоглебского уланского полка П. И. Магденко передаёт о своей встрече с поэтом следующие подробности: «Солнце уже закатилось, когда я приехал в крепость Георгиевскую. Смотритель сказал мне, что ночью ехать дальше не совсем безопасно. Я решился остаться ночевать и в ожидании самовара пошел прогуляться. Вернувшись в гостиницу, принялся пить чай, как в комнату вошли Лермонтов и Столыпин. Они поздоровались со мною, как со старым знакомым, и приняли приглашение выпить чаю. Вошедший смотритель на приказание Лермонтова запрягать лошадей отвечал предостережением в опасности ночного путешествия. Лермонтов ответил, что он старый кавказец, бывал в экспедициях и его не запугаешь.
Решение продолжать путь не изменилось и от рассказа смотрителя, что позавчера в семи верстах от крепости зарезан был черкесами проезжий унтер-офицер. Я со своей стороны тоже стал уговаривать лучше подождать завтрашнего дня, утверждая что-то вроде того, что лучше же приберечь храбрость на время какой-либо экспедиции, чем рисковать жизнью в борьбе с ночными разбойниками. К тому же разразился страшный дождь, и он-то, кажется, сильнее доводов наших подействовал на Лермонтова, который решился-таки заночевать. Принесли, что у кого было съестного, явилось на стол кахетинское вино, и мы разговорились...
На другое утро Лермонтов, входя в комнату, в которой я со Столыпиным сидели уже за самоваром, обратись к последнему, сказал: «Послушай, Столыпин, а ведь теперь в Пятигорске хорошо, там Вёрзилины и (он назвал еще несколько имен); поедем в Пятигорск». Столыпин отвечал, что это невозможно. «Почему?» - быстро спросил Лермонтов, - там комендант старый Ильяшенко, и являться к нему нечего, ничто нам не мешает. Решайся, Столыпин, едем в Пятигорск». С этими словами Лермонтов вышел из комнаты. На дворе лил проливной дождь. Столыпин сидел, задумавшись. «Ну что, — спросил я его, — решаетесь, капитан?».
«Помилуйте, как нам ехать в Пятигорск, ведь мне поручено везти его в отряд. Вот наша подорожная, а там инструкция. Посмотрите».
Я посмотрел на подорожную, которая лежала раскрытою. Развернув сложенную инструкцию, проверил и сказал, что сожалею.
Дверь отворилась, быстро вошел Лермонтов, сел к столу и обратившись к Столыпину, произнес повелительным тоном: «Столыпин, едем в Пятигорск!» С этими словами вынул из кармана кошелек с деньгами, взял из него монету и сказал: «Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадет кверху орлом – едем в отряд; если решеткой – едем в Пятигорск. Согласен?»
Столыпин молча кивнул головой. Полтинник был брошен, и к нашим ногам упал решеткою вверх. Лермонтов вскочил и радостно закричал: «В Пятигорск, в Пятигорск! Позвать людей, нам уже запрягли... Лошади были поданы».

Под проливным дождем 13 мая прибыли в Пятигорск и остановились на бульваре в гостинице Найтаки. М. Ю. Лермонтов вместе со Столыпиным явился к коменданту Ильяшенко и подал рапорт о том, чтобы ему было разрешено остаться в Пятигорске для лечения. Совершенно неожиданно Лермонтову было дано предписание коменданта «отправиться или в отряд, или в Георгиевский госпиталь».
Жребий, брошенный в Георгиевске, стал подлинно роковым: 22 июня поэт – гордость России - был злодейски убит на дуэли Н. С. Мартыновым.

Информация найдена и обработана авторами из нескольких интернет-источников в свободном доступе.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться