Описание окружающей местности

Как только не называют это бело-голубое здание в разных источниках: Дом Грибушина, особняк Грибушина, одно из самых нарядных и праздничных зданий Перми, дом с ангелами, дом с фигурами, жемчужина пермской архитектуры, сказочный особняк, главная достопримечательность города. И даже считают, что его создателю «шагу не хватило до Гауди». 

Дом Грибушина — один из самых красивых домов-памятников в городе Перми. В 2014 году он был назван архитектурным символом города. Был построен в 1897 году по проекту известного архитектора Александра Бонавентуровича Турчевича. Из-под руки талантливого зодчего вышли проекты около 150 зданий на Урале. В числе его работ — известные памятники архитектуры: Дом Тупицыных (сейчас в нем находится краевое УФСБ), Дом Мешкова и Дом Любимовой (сейчас Театр юного зрителя).

Изначально особняк строился по заказу семьи чиновника Кашперова, но в 1899 году был выкуплен сыном водочного короля, владельца пароходов Альфонса Поклевского-Козелл. В 1905 году дом перекупил купец и меценат Сергей Грибушин для того, чтобы перевести свою чайную контору из Кунгура в Пермь. По его желанию Турчевич перестроил особняк заново — деревянные стены из уральской лиственницы обложили кирпичом и украсили лепниной.

Как гласят архитектурные источники, Дом Грибушина – это здание в бело-голубых тонах, с использованием коринфского ордера с четким делением фасада колоннами. Дом имеет классическую архитектурную основу – центричную композицию, анфиладную систему планировки (она предусматривает переход из одного помещения в другое через проемы в их стенах или перегородках), вместе с тем в его декоре присутствуют черты как барокко, так и модерна, что в целом создает характерный для рубежа XIX–XX вв. эклектичный образ. Симметрия главного фасада акцентирована по центру фигурным аттиком с горельефными жанровыми изображениями в поле, увенчанным вазонами и скульптурными многофигурными изображениями. Над арочными окнами первого этажа – малые круглые окна верхнего полуэтажа – антресолей. В декоре фасада акцентирующее место занимают маскароны – рельефные изображения женских лиц. По преданию, мастер-самоучка Пётр Агафьин вылепил их по фотографиям дочерей Сергея Грибушина. Стиль модерн нашел свое отражение и в металле – кованые решетки на остекленных дверях, 4 кованых флагштока, навесы на цепях над дверью, ворота и ограда на кирпичном оштукатуренном цоколе со столбами, увенчанными лепными навершиями. Металл имеет характерный для модерна растительный мотив рисунка. На редких сохранившихся фотографиях видны великолепные цветные витражи, находившиеся в окнах главного фасада. Изнутри дом украшен лепниной, содержит множество символов, автором гипсового декора был тоже Пётр Агафьин.

Немного о владельце

Династия Грибушиных была одной из богатейших на дореволюционном Урале. Грибушины — пермские «чайные короли», отважные первопроходцы в бизнесе, в народной дипломатии, в освоении земель. Династия насчитывает 8 купеческих имён, с 1856 года они доставляли чай по Великому чайному пути из Китая на Урал, далее везде, в том числе к императорскому двору. В Кунгуре была построена чаеразвесочная фабрика, здесь сырье расфасовывали, купажировали, упаковывали. Начав собственное дело в небольших размерах, основатель династии Михаил Иванович Грибушин довёл его до обширных масштабов, чем и составил себе миллионный капитал. После его смерти дело взяла в свои руки его вдова, а затем сын, Сергей Михайлович Грибушин.

Запомнились Грибушины и тем, что активно занимались благотворительностью. Возведенный на их средства Сиропитательный дом, в котором содержались дети, лишившиеся родителей, был первым и единственным в 19 веке в Пермской губернии. Сергей Михайлович Грибушин возглавлял Пермское музыкальное общество, открыл Общество поощрения конезаводства, построил в Перми ипподром, а также этот дом, который до сих пор остается самым красивым зданием города. В этом доме Сергей Михайлович любил устраивать музыкальные вечера, тут собирались «сливки» пермского общества и главным угощением была музыка.

В 1915 году глава купеческой семьи умер. Революция разъединила членов семьи, а дом был национализирован. До 1921 года в доме располагалась гарнизонная офицерская лавка, потом военный госпиталь. Затем особняк передали туберкулезному диспансеру, а затем городской детской больнице, которая находилась в нём до 1987 года. К концу 1980-х годов памятник архитектуры пришёл в аварийное состояние и власти города планировали его снести. За его восстановление взялся в 1987 году только созданный пермский научный центр Уральского отделения РАН. Были проведены огромные по масштабу научно-реставрационные работы. Это стало вторым рождением исторического особняка. Были восстановлены фасад с богатой лепниной, все внутренние помещения, включая «дворцовые» потолки и уникальный паркет в парадной гостиной, выложенный из разных пород дерева, в том числе китайской вишни. Во время работ мастерам пришлось создать специальный состав, чтобы удалить 17 слоёв обоев со стен особняка. Сразу после реставрации в здании продолжилась традиция музыкальных вечеров.

По одной из легенд, Дом Грибушина был описан в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», действие которого происходит в Перми. Именно напротив «дома с фигурами» жила героиня книги Лара.

К 120-летию особняка было приурочено открытие сквера, который назвали в честь знаменитой династии Грибушиных. Здесь были выложены пешеходные дорожки из камня, установлены лавочки, привезён чернозём, высажены кустарники и цветы. При входе в сквер появился стенд, рассказывающий об истории династии Грибушиных. Второй стенд повествует о творчестве архитектора Александра Турчевича (квартал, в который входит Дом Грибушиных, так и называют – квартал Турчевича). Еще на одном стенде размещена информация об истории реставрации особняка Грибушиных в 90-е годы. В центре сквера установлен арт-объект - металлическое яйцо - скульптура «Пасха» работы Дмитрия Постникова (раньше стояла на набережной). На заборе пермские уличные художники Николай Старков и Дмитрий Даер нарисовали граффити «Великий чайный путь». Изображения представляют своеобразный путеводитель чайных странствий по миру. По нему можно проследить маршруты пермских купцов чаеторговцев по пути в Китай, на Аляску, в Санкт-Петербург и другие чайные «мекки».

Источники: 1, 2, 3, 4

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться