Кто душу свою положит за други своя [MV/32612]
Описание окружающей местности
Надпись на памятнике: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»… Эти строки из Евангелия от Иоанна говорят о величии самопожертвования ради людей.
Женщина-врач, Варвара Лозина-Лозинская. Одна из первых в России, и уж подавно на Смоленщине, женщин-медиков. Она происходила из немецкого аристократического рода. Её отец,Карл Шейдеман хотя и родился в германском городе Мангейме, но учился и жил в России, достиг успеха на русской службе. Он стал генерал-лейтенантом от артиллерии и прославился в Крымскую кампанию при обороне Севастополя и штурме Евпатории.
Варя Шейдеман, девушка передовых взглядов, совершила удивительный для своего времени шаг: ломая стереотипы того времени, она одной из первых в Российской Империи женщин получила высшее медицинское образование, закончив Женские курсы при Николаевском военном госпитале. Варвара Шейдеман вышла замуж за врача Константина Степановича Лозина-Лозинского. Полная фамилия которого Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский.
Столь необычная его фамилия объясняется происхождением из древнего многолюдного дворянского рода Лозинских, одной из ветвей которого, чтобы отличить ее от остальных, указом Сената дана приставка Любич-Ярмолович-Лозина.
Род этот по происхождению польский, католический, постепенно обрусел, многие его представители перешли в православие.
Супруги оказались в Смоленской губернии.
Варвара Лозина-Лозинская жила с семьёй в уездном городе Духовщине. Она и её муж Константин Лозина-Лозинский работали врачами в здешней земской больнице. Чтобы понять, что такое — «земский врач», можно почитать ранние рассказы Михаила Булгакова, который начинал служить земским доктором в Смоленской губернии в 1916 году и посвятил этому периоду свои «Записки юного врача», а также драматический рассказ «Морфий». Правда, Варвара Лозина-Лозинская работала на Смоленщине на тридцать лет раньше Булгакова, то есть ей приходилось намного труднее. И не только потому что она была женщиной. Просто в ту пору у нас вообще не было организованной медицины.
Чтобы было понятно, можно просто сказать, что «земский доктор» — это аналог современного участкового врача, но с гораздо более широким кругом задач. Это был врач-универсал: и хирург, и терапевт, и гинеколог, и стоматолог в одном лице. Ещё крайне важно, что с началом развития земской медицины впервые в России лечение стало общедоступным и бесплатным.
Но в конце XIX века участки были огромные, а ситуация — крайне запущенная. В ту пору российская медицина только-только начинала выстраивать систему народного, «земского», здравоохранения. Делать это было трудно: профилактики не было как таковой, антибиотики ещё не были изобретены, а население было крайне невежественно — церковь имела больший авторитет, чем медицина. Трудно делать прививки людям, которые помнят наизусть молитвы, но не умеют читать и писать. Люди не соглашались прививаться, принимать лекарства, запрещали оперировать детей. Всё это порождало различные эпидемии — например, сыпной тиф, который в те годы распространялся очень широко. В 1871 и 1873 годах на Смоленщине вспыхивали эпидемии холеры, постоянно давала знать о себе оспа, был очень распространён сифилис, распространявшийся бытовым путём.
В то время, когда Варвара Лозина-Лозинская работала в Духовщинской земской больнице, стали происходить значительные перемены. Экономический центр перемещался в Ярцево, которое тогда относилось к Духовщинскому уезду. Несмотря на то, что центр уезда был в Духовщине, жизнь всё активнее бурлила именно в Ярцеве. Образно говоря, Духовщина ещё переживала отголоски крепостного права и купеческой торговли, а в Ярцеве уже был современный капитализм: уже больше десяти лет работала Хлудовская мануфактура, здесь была железная дорога. В Духовщине становилось всё тише, а в Ярцеве в 1880 году уже проходили рабочие забастовки. Жизнь менялась, но положение в медицине оставляло желать лучшего. Дремучесть крестьянского населения (а основными пациентами Духовщинской больницы были крестьяне) и отсутствие эффективных медикаментов провоцировали всё новые и новые вспышки опасных заболеваний.
В такой обстановке, в которой работала доктор Лозина-Лозинская, её работу вполне можно считать подвигом. Во время очередной эпидемии, в 1888 году, она боролась с бушевавшим тифом, не щадя себя. Ухаживая за больными, Лозинская забывала о себе и иногда ей приходилось пренебрегать собственной безопасностью. В итоге Варвара Лозина-Лозинская заразилась тифом от своих пациентов. Она умерла в 1888 году и была похоронена здесь же, в Духовщине.
По свидетельству родных, ее даже не в чем было хоронить, так как многое из своего платья она раздала бедным пациентам.
Ей было всего 29 лет.
У Варвары и Константина было двое сыновей — Владимир и Алексей. Оба они тоже вошли в историю — но насколько разными людьми!
Описывать про них здесь подробно - не по существу. Но, поверьте, ознакомиться с их судьбой того стоит:
https://dzen.ru/a/YZt-25KD6TqO1Q1o?ysclid=m4gs18oxw2517684201
Скажу кратко: старший сын Владимир Лозина-Лозинский (26.51885-26.12.1937) -протоиерей, священномученик Русской Православной церкви; младший сын Алексей (29.11.1886-5.11.1916) - поэт, прозаик и переводчик, драматург, критик. В. Лозина-Лозинский пишет в своей автобиографии:
"Покойный брат мой, Алексей Константинович Лозина-Лозинский, был на полтора года моложе меня и родился в Петербурге 29 ноября ст.ст. 1886 г. (на Кирочной ул. около Таврического сада). Семья наша, в ту пору состоявшая из отца моего, врача Константина Степановича, матери, женщины-врача, Варвары Карловны, рожд. Шейдеман, и меня, временно жила в г. Петербурге, где родители наши находились на курсах усовершенствования врачей. Отец наш родом из Каменец-Подольска, окончил в 1883 г. в Санкт-Петербурге Военно-Медицинскую Академию, а мать была из Курской губернии и тоже в 1883 г. окончила женские медицинские курсы при тогдашнем Николаевском военном госпитале. Вскоре после рождения брата они снова вернулись в г. Духовщину Смоленской губ., где наши мать и отец занимали должности сельских врачей."
Подробнее в источнике: http://spb-mitrofan-society.org/loz_vosp.php
После смерти Варвары Лозина-Лозинской дело было так:
(информация из биографии В.Лозина-Лозинского - источник https://iknigi.net/avtor-l-filimonova/71208-svyatoy-vladimir-l-filimonova/read/page-14.html):
"Овдовевший Константин Степанович с двумя малолетними сыновьями – Владимиром и Алексеем, вернулся в Петербург. Здесь он получил место врача на Путиловском заводе и женился на Ольге Владимировне Сверчковой, заменившей, насколько это возможно, осиротевшим братьям мать."
Отмечу - прожил Алексей, как и его мать, 29 лет.
Могилка этой удивительной женщины была случайно найдена неравнодушным человеком, по публикации которого мы и сделали описание. И дело оставалось за малым - посетить ее.
И мы нашли! Нашли не в более менее ухоженном состоянии. Спасибо вам, неизвестные нам люди!







