Описание окружающей местности

Построенный дважды

О храме Успения Пресвятой Богородицы в Мауке Каслинского района Челябинской области известно немного. Была деревянная церковь, потом ее сожгли, потом снова построили… Мы почувствовали, что за этим стоит целая история, о которой будет интересно узнать читателям.

Встреча с батюшкой

Небольшой поселок, в котором сейчас проживает около 650 человек, – не такое уж Богом забытое место. Верхнеуфалейское направление популярно среди грибников и туристов. Последние ездят преимущественно в соседний поселок Силач, чтобы полюбоваться знаменитыми аракульскими шиханами, а то и полазать по ним. Те, кто на машине, обязательно остановятся и в Мауке. Еще бы: церкви-срубы на Урале встречаются гораздо реже каменных церквей, а тут – такой красивый храм, шедевр деревянного зодчества.

Мы с фотокорреспондентом решили добираться на пригородном поезде. Понедельник, грибников и туристов не было – благодать! Подали всего три вагона, зато каких! Новеньких, сияющих чистотой, с удобными креслами. В двух вагонах из трех есть туалеты. Два часа в комфорте за 350 рублей – и мы у цели.

По приезде нас встретил настоятель храма иерей Максим Дересков на стареньком минивэне. У батюшки шестеро детей, поэтому в салоне несколько детских кресел. 16 лет иерей Максим Дересков служит настоятелем храма пророка Иоанна Предтечи в Вишневогорске. А с 2014 года ещё ездит на службы в Маук, несмотря на проблемы со здоровьем: в пандемию переболел коронавирусом, осложнившимся сахарным диабетом. Каждая служба для него – это маленький подвиг. Однажды прямо во время Литургии пришлось ставить укол.

Местные жители батюшку очень любят и ценят. По субботам в Мауке батюшка совершает Литургию, а по воскресеньям жители самостоятельно собираются в храме для совместной молитвы.

Не хуже, чем в Иваново

Когда мы прибыли в поселок, служба уже закончилась. Прихожане выстроились на общую фотографию, а потом разошлись по своим делам. Мы остались в трапезной с самыми активными из них, включая паломника Сергия Флорова. Он живет в Ишалино, ухаживает за больной мамой. Время от времени отводит душу в паломнических поездках. Пьем чай и едим пироги, которые выпекает местная пекарня. Начали разговор с истории поселка.

– Поселок Маук ведет свою историю с 1895 года, от момента образования Транссибирской магистрали, – начинает разговор Надежда Яковец, пенсионерка, администратор страничек храма Вконтакте и в Одноклассниках. – Здесь было несколько домов, станция для лошадей, золотодобыча. Своей церкви у посёлка раньше никогда не было. Я вот читала перепись 1926 года, в то время здесь проживало всего 250 человек. Значит, до революции еще меньше, строить было некому. В 1936 году население уже составляло полторы тысячи, но сами понимаете, было не до строительства храмов.

Лишь после 1990-х годов, когда началось духовное возрождение России, местных жителей все чаще стала посещать мысль о необходимости строительства храма. Обычно разговоры так и остаются разговорами, пока не находится какой-нибудь энтузиаст. Божий Промысл заключался в том, что такой энтузиаст в Мауке нашелся – владелец небольшой лесопилки Александр Ватутин. Сразу видно, что, будучи человеком дела, говорить он не очень любит. Во время нашего разговора почти все время молчал. Мы бы ничего не узнали, если бы рядом не сидела его мама, Валентина Александровна Ватутина, учитель младших классов маукской школы.

– У нас родственница живет в Иваново, и мы к ней каждый год приезжали всей семьей, – рассказывает она. – Так у Александра появился интерес к средней полосе России. Он ее всю объездил, во всех закоулках и переулках побывал. И всегда поражался тому, что там церкви на каждом шагу. Казалось бы, какая-нибудь заброшенная деревенька, почти никто там не живет, а храм стоит. В каждый храм он обязательно заходил, ставил свечку, внимательно рассматривал архитектуру. Все его вдохновляло, поражало своей красотой и индивидуальностью. Потом приезжал из этих путешествий и говорил: ну как так? Почему у нас-то в Мауке никакого храма нет?

Этот вопрос все больше не давал Александру Ватутину покоя. Решимости придал энтузиазм четы Валерия Николаевича и Валентины Николаевны Асмус, уроженцев Маука, сумевших развернуть на севере свой бизнес. О родном поселке они не забыли и спросили: что строим – детскую площадку или церковь? Окончательное решение о строительстве храма принял глава маукского сельского поселения Владимир Геннадьевич Пидорский, он же оказал немалую помощь с решением юридических вопросов.

Драма 2012 года

Фундамент заложили в 2010 году. Строить храм Александр и его отец, вдохновленные шедеврами русского зодчества, решили из бревен. Да и леса в Мауке предостаточно. Пусть не вся деревня, но актив местных жителей помогал. Мужчины рубили бревна, а две женщины – первые прихожанки храма Нина Ивановна Морозюк и Надежда Сергеевна Яковец – шлифовали их уже в срубе. К лету 2012-го храм был возведен почти под купола. Дверей еще не было, строительным забором объект не ограждали.

Рассказывать подробно о том, что произошло 13 июня 2012 года, собеседникам тяжело, несмотря на то, что минуло уже больше десятка лет. В двух словах: в храм зашли любопытные пацанята и подожгли стружку. Стояла жара, пламя охватило помещение мгновенно. Выгорело все до фундамента.

– Я, когда в первые две недели после пожара здесь ходила, глаза ладонью прикрывала, – вспоминает Надежда Сергеевна.

28 августа приехал отец Максим и, несмотря ни на что, отслужил молебен рядом с обугленными головешками. Шок у всех был такой, что не помнят, приходили или нет на ту службу.

Александр переживал все внутри себя. Внешне он оставался спокоен, только стал еще более молчаливым. Другой бы запил с горя, а он стал заново строить храм.

– Вы не говорили своему супругу в ту пору «Ты просто сумасшедший»? – позже спросила я Ларису Ватутину, учителя истории в маукской школе, когда мы с фотокором перед обратным пригородным поездом заскочили к ним на чашечку кофе.

– Говорила: «Давай второй раз построим из кирпича», – невозмутимо отвечает женщина на мой провокационный вопрос. – Но он хотел именно деревянную. И мы придумали, как усилить противопожарную безопасность: во-первых, бревна покрыли огнеупорным раствором, во-вторых, наполнили водой из речки пруд перед храмом, который тут когда-то был, но потом пересох. Теперь в случае чего пламя можно быстро потушить.

Во второй раз возводить храм стали весной 2013 года. Строили по тому же проекту, только немного автоматизировали технологию: бревна циклевали не вручную, а на станке. Получилось ровнее и красивее. Настрой был боевой, работу совершали как будто наперекор судьбе, обстоятельствам и себе самим. Тон задавал Александр, взявшийся за строительство с еще большим рвением, чем в 2011 году. Управились за год, и в 2014 году начались регулярные службы.

Голос церковного благовеста

Прихожане храма являют собой настоящий образец подвижничества. Несколько лет зимой, на холоде, молились в неотапливаемом помещении даже в морозы. В 2019 году батюшка привез в храм бывший в употреблении котел. Траншею под трубы в храм от котельной копали всем малым приходом во главе с батюшкой и Александром Ватутиным.

28 августа 2021 года в храме установили звонницу. Жители Маука ждали этого события шесть лет. Восемь колоколов, самый большой из которых весит более трехсот килограммов, отлили в Каменске-Уральском. Средства на работы направила Русская медная компания. Обучать звонарей в Маук несколько раз приезжал Андрей Васильевич Курбатов, звонарь при храме Иоанна Воина в Челябинске. Диплом звонаря получила пятиклассница София Ватутина (одна из трех дочерей Александра и Ларисы). Присматривались к урокам и другие прихожане – уже упомянутая нами Надежда Яковец и Стас Кокорин. Сейчас, когда у Софии началась школа, они чаще всего и залезают по утрам на колокольню, разнося над селом голос церковного благовеста.

Пока мы сидели за столом и вспоминали историю храма, подошла молодая женщина, вся в слезах. Оказалось, ее муж, также житель Маука, получил ранение в зоне СВО. Десять человек из этого небольшого села ушли отдать долг Родине. Односельчане на всех службах молятся за каждого из них, иногда по три раза в неделю.

– Человека в храм приводят испытания, – рассуждает Надежда Яковец. – В сложной ситуации люди приходят сюда молиться.

Конечно, хочется, чтобы радостей в нашей жизни было больше, чем невзгод. Довольно часто в храме проходит отпевание, иногда совершается и таинство Крещения. Прихожанам очень хочется, чтобы молодежь оставалась в деревне и венчалась в храме.

Напоследок, перед отправкой вечерней электрички, мы с нашим фотокором и паломником Сергием Флоровым по рекомендации Валентины Александровны заглянули в гости к Александру Ватутину. Чего только мы там не увидели – целый музей под открытым небом. Ткацкий станок, прялка, вилы, ухваты, рыболовные снасти, даже борть трехсотлетней давности. И среди всех этих предметов – икона Успения Пресвятой Богородицы.

– Представляете, нашел её на помойке в Иваново. Конечно же подобрал. Показывал многим специалистам, но общий вердикт – реставрации она не подлежит. Живописный слой не сохранился, только оклад, – объясняет Александр.

Может быть, именно эта икона, потерявшая живописный слой, но отнюдь не благодатную силу, вдохновила этого скромного человека на подвиг – построить храм дважды.

https://mitropolia74.ru

За храмом находится Мемориал участникам Великой Отечественной войны - обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. Рядом с памятником на стендовой конструкции установлены мемориальные доски.

За обелиском стоит памятник погибшим в годы Гражданской войны.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться