Описание окружающей местности

Ловозеро - старинное село в центре Кольского полуострова, центр культурной жизни саамов. Здесь расположен Музей истории кольских саамов, достойный отдельного тайника. К сожалению, мы не смогли в него попасть за те два дня, которые провели в этих местах. Но зато вдоволь нагулялись по селу, имеющему интересную историю и почему-то незаслуженно обойденному вниманием геокешеров. Итак, Ловозеро.

Ловозеро (Луяврьсыйт) в переводе с саамского языка означает «Селение сильных у озера», встречается и другой перевод:  «селение у сильного озера». 

Первое упоминание о селении датируется 1 517 годом: питерский историк Валерий Возгрин обнаружил в архивах Дании документ на датском языке - перевод грамоты великого князя Василия III (отца Ивана Грозного), в котором среди прочих населенных пунктов упоминается Ловозеро.

А годом основания села считается 1 574 год, когда в Писцовой книге Василия Агалина впервые упоминается Ловозерский сиййт. Точнее, цитата с упоминанием об этом содержится в писцовой книге Алая Михалкова1608-11 годов. Там говорится: «Погост Ловозеро стоит над Ловозером… и всего 10 веж, а людей в них 16 человек… А дани они платят 2 рубля 92,5 копеек в год».

Основным занятием ловозерцев являлось рыболовство, на морские промыслы они не ходили. В зимнее время ловозерцы охотились на пушного зверя и диких оленей. В небольшом количестве держали оленей для транспортных нужд.

Коренное население Ловозера – кольские саамы, но в конце 19 века в Ловозеро приходят коми.

Инициаторами переселения были два коми-ижемских оленевода - Поликарп Иванович Рочев и Иван Наумович Терентьев. Осенью 1883 года несколько оленных обозов двинулись с Печоры вдоль морского побережья на запад. В объединенном стаде было около 9 тысяч оленей. Искать приют в иных землях ижемских пастухов понудил олений мор - болезнь копытка косила стада, да и пастбищ недоставало.

После более чем двухлетнего перехода остановились сначала в Печенге, а потом спустились к поселению в Ловозерском погосте. Вместе с коми в качестве наемных пастухов пришли ненцы - трудолюбивые и опытные оленеводы.

Швед Густав Халлстрем, археолог и этнограф, путешественник, изучавший народности Севера и их быт, писал: «При моем визите Ловозерский погост - сначала простой странствующий лопарский зимний погост - уже становился широкой, типично русской крупной деревней - …мне показалось, что периодические переезды (раз в 15-20 лет) этой деревни кончились. Она наконец успокоилась. В «лопарском городке» построена новая церковь и также дом священника. Речка естественным образом разделяет деревню на две части, лопарская находится на правом берегу, коми живут напротив и ниже на левом берегу».

В ноябре 1890 года в Ловозере открылась школа. Обучение проходили восемь мальчиков и пять девочек. Но некоторые из них «по бедности» вскоре прекратили учение, чтобы помогать родителям по хозяйству. За неимением учебных пособий и средств школа закрылась через два года, но в 1893-м занятия вновь начались.

В 1922 году в Ловозере открывается первый медицинский пункт, на базе которого вскоре создается больница на 12 коек с приемным покоем, операционной, родильным отделением и амбулаторией. В 1925 году начинается строительство грунтовой дороги, открывается замшевый завод, появляется телеграфно-телефонная связь, типография, дизельная электростанция

В 1927 году жители Ловозера впервые услышали радио - «диковинную штучку». Самые недоверчивые порой заглядывали под стол - не сидит ли там кто-нибудь. Радиоприемник, который был чудом техники, привезли из Мурманска. В 1936-м появился первый трактор, проделав путь из далекой Колы.

Так вместе со страной развивалось и жило дружное село, но случилась беда  - Великая Отечественная война. Неоценим вклад саамов, ненцев и других народов Крайнего Севера в Победу.

Костяк первых оленно-транспортных подразделений состоял из саамов и коми-ижемцев. Однако Карельскому фронту требовалось гораздо больше оленей, чем могли собрать местные колхозы и совхозы. На помощь пришли стада рогатых из Ненецкого национального округа и Республики Коми.

10 тысячам оленей и 1400 каюрам предстояло в максимально короткий срок преодолеть расстояние в две тысячи километров. В колхозах ускоренными темпами шили одежду для возниц, мастерили нарты, лыжи. В мастерских готовили палатки и спальные мешки.

Огромная волна патриотизма прокатилась тогда по Северу: несмотря на обиды за раскулачивание, коллективизацию, оленеводы вместе со своими оленями уходили на фронт добровольцами. Кстати, поначалу странных воинов-саамов в армии воспринимали с опаской, особенно подозрительными были политруки: оленеводы промеж себя говорили по-саамски, вот и сомневались комиссары - о чем болтают лопари?

Но воинами в условиях родного Севера они оказались отличными. Следопыты, отменные стрелки, без промаха попадавшие белке в глаз, выносливые лыжники и ловкие устроители быта среди мерзлой тундры - все это о саамах, коми и ненцах.

Все пережило село вместе со страной: и в далеком южном Афгане выполняли интернациональный долг уроженцы Ловозера, и в перестройку и лихие девяностые выстояли, хоть и не без потерь: сокращалось поголовье оленей, закрывались производства.

Сейчас Ловозеро активно развивает туризм, строятся турбазы и отели. В селе проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, его часто называют столицей русской Лапландии.

https://www.mvestnik.ru/our-home/selenie-u-silnogo-ozera/

http://okopka.ru/g/gutjan_j_s/text_0460.shtml

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться