Посёлок Купоросный [VI/31787]
Описание окружающей местности
Тысячи туристов со всего света, приезжая в Волгоград, любуются городом-героем с его парадной стороны. Но есть в Волгограде места, где иностранцы последний раз появлялись лишь в ходе Сталинградской битвы. Одним из них стал посёлок Купоросный на берегу Волги в Советском районе: посёлок с героической историей и недоброй современной славой.
Посёлок Купоросный был образован ещё до революции. В конце XIX — начале XX века в Царицыне было построено несколько кожевенных заводов. При выборе места для строительства завода важным было наличие воды определённого кислотно-щелочного баланса. В районе Купоросной балки именно такая вода и была обнаружена. Здесь появился кожевенный завод, и благодаря ему появилось название балки и посёлка рядом с ней — медный купорос использовался при выделке кож, а остатки его сливались в овраг. Так стала Купоросной балка, а за ней и посёлок.
Купоросный был известен своими кожевенными традициями — местные жители не занимались обработкой земли, зато кожи выделывали чуть ли не в каждом дворе. Сырье закупали у кочевников казахов и калмыков, а готовые изделия отправлялись далеко за пределы Царицына, вплоть до Астрахани и Нижнего Новгорода.
Летом 1901 года в Царицыне случился сильнейший пожар. Почти полностью выгорели Ельшанка и Купоросный, сгорел лесопильный завод Максимовых. Пожар бушевал около недели, о нём сообщали многие столичные издания, а газета «Одесские новости» отправила в Царицын писать репортаж с места событий Александра Куприна — знаменитого в будущем писателя.
«Вернее всего, заронил кто-нибудь огонь по нечаянности. Знаю только, что занялось сначала на берегу, а потом огонь перебросился на беляну (Беляна — одноразовое судно для сплава леса, одновременно являлось и кораблём, и грузом, управлялось при помощи паруса), гружённую лесом. Беляна эта была купца Соплякова, и лесу на ней было навалено — как бы вам сказать? — пудов тысяч на четыреста или пятьсот. Дерево сухое, вспыхнуло, как бумага, — можете себе представить, какой костёр получился! Через несколько минут перегорели канаты (у нас на лесных судах канаты большей частью мочальные), и беляну понесло течением вниз. А внизу у этого же берега стояли другие белянки и баржи, тоже с лесом, купцов Максимова, Захарова и прочих. Когда владельцы увидели, что на них несётся такое пожарище, то уж сами приказали у своих судов рубить канаты: рассчитывали, что снесёт их лес вниз раньше, чем подойдёт горящая беляна. Так оно бы и вышло, да случилась беда. Ветер в эту ночь был не вдоль реки, а поперёк и прибил все суда, одно за другим, к Ельшанской мели. (...) Туда же прибило и беляну Соплякова. Все суда загорелись почти одновременно. Такая сила была огня, что в городе стало светло, точно днём.А тут случилось и ещё несчастие. Беляны, по мере того как горели, становились все легче и легче, подымались из воды все выше, и одна за другой, благодаря течению, стали переваливать через мель. Перевалили и пошли о берег толкаться... Весь берег запылал. Все лесные пристани, склады, лесопилки, беляны, баржи, расшивы — все затрещало. А беляны плывут да плывут по течению, и ветром их около берега трёт. Село Ельшанское загорелось, за ним Купоросное. Оба выгорели, что называется, дотла. В Ельшанском только церковь и сохранилась, а в Купоросном школа». (Александр Куприн «Царицынское пожарище»).
Пожар начался 26 июня, 1 июля московская газета «Новости дня» писала: «Пожар в Царицыне не прекращается. Сгорело 28 белян, 12 барж с углём, лесом и смолою, все лесопилки, село в 500 дворов, деревня, частные дома на протяжении версты, Убытка до 6 миллионов. Большая часть сгоревшего не застрахована».
2 июля газета сообщила: «Продолжают ходить слухи о поджигателях. Одного подозрительного субъекта захватили во время пожара, и толпа хотела было учинить над ним самосуд, но жандармы спасли его от расправы. В руках у него будто бы были найдены легко воспламеняющиеся предметы, какая-то жидкость и пакля». Пожар нанёс убыток примерно в 13 млн рублей. В 1903 году, не желая повторения подобных случаев, власти Царицына заказали на Сормовском судостроительном заводе спасательный катер «Царёв», позже переименованный в «Гаситель».
В 1930 году в Купоросном был построен кожевенный завод. Для руководителей и специалистов возвели четырёхэтажный дом на улице Крепильной, дом 130. Даже сейчас он сильно выбивается из общей бедности окружающих жилищ.
В июле 1931 года Купоросный вместе с несколькими другими посёлками был включён в состав города Сталинграда. Площадь города в итоге составила 365,4 кв. км — 49 км в длину и до 6 км в ширину.
Почти всю Сталинградскую битву тяжёлые бои шли в районе Купоросного и в самом посёлке. До вторжения немецких войск в посёлок, летом 1942-го, в нём работала переправа. По воспоминаниям местных жителей, по ней на левый берег эвакуировали сельскохозяйственную технику и скот. За короткое время скота на переправе скопилось очень много, и уцелевших от постоянных авианалётов животных стали отправлять на другой берег вплавь, по опыту на Дону. Часть животных не хотела идти в воду, часть утонула, не справившись с глубокой Волгой.
Жителей посёлка, включая учеников старших классов, выводили на рытье окопов. В небе над Купоросным постоянно висел самолет-разведчик, недосягаемый для советских зениток, шли воздушные бои — как вспоминают жители посёлка, часто побеждали «мессеры».
Посёлок с воздуха засыпали зажигательными и фугасными бомбами, от сильнейших обстрелов и бомбардировок жители спасались в окопах и блиндажах, многие погибали, не успев укрыться. Погибших было так много, что вскоре их перестали по-настоящему хоронить — просто присыпали землёй.
В районе Купоросной балки проходил стык двух советских армий — 62-й армии под командованием Василия Чуйкова и 64-й армии Михаил Шумилова. В сентябре 1942 года они были «разрезаны» гитлеровскими войсками, а сам посёлок занят противником. Немецкие войска вышли к Волге. Через Купоросный гитлеровцы прорывались к Лысой горе https://geocaching.su/?pn=101&cid=8676 — стратегически важной точке в масштабах всей Сталинградской битвы.
В начале ноября бои снова активизировались, фронт вытянулся вдоль Купоросной балки и, несмотря на значительные усилия обеих сторон, почти не двигался до начала 1943 года. Только в январе советские войска смогли перейти в наступление и окончательно выбить гитлеровцев из Купоросного.
Именно отсюда, от Купоросной балки, ушли в свою последнюю разведку юные герои Сталинградской битвы Саша Филиппов и Маша Ускова.
На территории завода также шли бои, к окончанию Сталинградской битвы он был частично разрушен, но впоследствии восстановлен.
В память о событиях войны в 1964 году в Купоросном на братской могиле был установлен памятник «Скорбящий воин». Изначально работа неизвестного скульптора располагалась на территории завода, в охраняемой зоне, а в 2013 году её отреставрировали и перенесли в сквер посёлка — место доступное всем желающим. Защитники Сталинграда были перезахоронены на Мамаевом кургане ещё в 1960-е годы.
В 1966 году кожевенный завод был оснащён современным на тот момент оборудованием и до начала XXI века специализировался на выпуске хромовых кож. «Шеврет» просуществовал до 1990-х годов.
В 2000-х здесь сменилось руководство, были реконструированы два цеха, появилось производство пиломатериалов и удобрений. Сейчас большинство зданий заброшено, работает лишь небольшая часть. Доступ на территорию завода закрыт.
Люди на Купоросном в большинстве своём всегда жили не богато. Местные жители рассказывают о том, как в 1970-е годы строили жилье из отходов стройматериалов, которые подбирали в овраге, а также разбирали расселённые дома — часть жителей посёлка в те годы получила квартиры и несколько домов на улице Монтёрской оказались заброшены.
Трудно сказать, когда и с чего начался этот замкнутый круг, но тонны мусора в посёлке не только не вывозят, но и регулярно выбрасывают прямо на землю. Поразительным контрастом выглядит Купоросный ручей, впадающий в Волгу, — здесь даже можно увидеть цапель.
Именно это — деревенскую тишину и возможность отдыха на природе рядом с домом, недалеко от центра города, называют местные жители основным преимуществом жизни на Купоросном. Особенно популярен берег Волги в районе Купоросного у рыбаков.
Своей школы в посёлке нет, многие дороги выглядят удручающе даже в сухую погоду. Мнения горожан о криминальной обстановке в посёлке разнятся: от предупреждений бывать там только днём до заявлений об открытых дверях домов, в которые чужие не заходят. Свидетелем этой обстановки стал и наш памятник, координаты которого указаны в заголовке тайника - спустя 16 лет после его установки неизвестные срезали пятиметровые якорные цепи с ограждения.
— Как вышел, увидел — так у меня внутри всё прямо задрожало, — вспоминает местный житель Юрий Малыхин. — Нету цепей. Всё перекушено. Это ужас. Цепи тяжелые очень. В длину каждая около пяти метров. Вряд ли вдвоем даже унесешь. — Юрий Анатольевич вспоминает 2003 год, когда напротив его дома разбили палатки молодые люди. — На протяжении трех дней они строили из красного кирпича этот памятник. Мы с женой к ним подходили, общались. Совсем молодые ребята были. До этого ведь мы и не знали даже, что живем на месте, где во время Сталинградской битвы встретились две советские армии. Сначала наверху была установлена звезда, но года четыре назад ее украли. И плитки вокруг памятника не было. Мы с женой в первый год посадили там ирисы. Потом уже положили плитку, а наши цветы не тронули. Обложили их кирпичом, сделав цветочницы. Каждую весну здесь распускаются посаженные нами тюльпаны, убираем, присматриваем.
Поразительна судьба Купоросного посёлка. Основанный в конце XIX века, быстро развивавшийся тогда, затем сгоревший полностью в 1901 году и вновь отстроившийся. Выжженный Сталинградской битвой, с почти полностью уничтоженным населением — из жителей 1000 дворов к концу 1942 года осталось несколько сотен человек. Купоросный несколько раз был почти стёрт с лица земли, но восстанавливался и наполнялся жизнью.
Большое спасибо за этот душевный рассказ источнику.