Призрак ТЮЗа [VI/31654]
Описание окружающей местности
Проект этого дома сделал очень известный пермский архитектор Александр Турчевич с красивым и запоминающимся отчеством Бонавентурович. Bonaventura в переводе с латинского или итальянского языка означает «счастливый жребий». Удача действительно сопутствовала ему: В Перми по проекту Турчевича построены дома Мешкова, Грибушина, Тупицыных, церковь Марии-Магдалины и многие другие, которые сегодня являются украшением города, его визитными карточками. Пермь, прежде ценившая больше всего в здании вместительность и удобство, полюбила замысловатые изгибы декора Турчевича, которые превращали дом в изящную шкатулочку.
Если б он только мог предположить, какая необычная судьба выпадет одному из его лучших творений!
Строилось оно с 1899 по 1902 год для вдовы российского предпринимателя, купца 1-й гильдии, представителя династии Любимовых, мецената и общественного деятеля, городского головы Перми Любимова Ивана Ивановича.
И. И. Любимов был одним из крупных коммерческих деятелей г. Перми. Обладая духом предприимчивости и будучи человеком широкого почина, он сделался основателем крупных коммерческих предприятий. Широко развил доставшееся ему от отца пароходное дело, заведя первые пассажирские пароходы американского типа на Каме. В Перми им приобретен и благоустроен механический завод, на котором построено несколько речных пароходов и даже морских шхун. В 1883 г. И. И. Любимов в компании с бельгийцем Сольвэ основал в Березниках Соликамского уезда содовый завод по аммиачному способу, первый в России. Ему же принадлежал Донецкий содовый завод. Им же возобновлена деятельность Березниковского солеваренного завода.
Главным памятником Любимову в Перми служит основанное по его инициативе Алексеевское реальное училище, для размещения которого он пожертвовал свой дом. Многим также обязан предпринимателю и Богородицкий губернский приют.
Любимов имел звание коммерции советника, все русские ордена до ордена св. Владимира 3 степени включительно и бриллиантовый перстень с вензелевым изображением имени Великого князя Алексея Александровича, пожалованный ему за пожертвование дома реальному училищу. Незадолго до смерти он хотел завести нефтяное дело на Кавказе, но последовавшая 17 февраля 1899 г. в Ялте смерть помешала исполнить это.
После смерти мужа, унаследовав огромное состояние, Елизавета Ивановна Любимова купила в конце июля 1899 году несколько зданий и сад на углу ул. Екатерининская (Большевистская), 68 и Сибирская, 23 и подала заявку на строительство на их месте двух домов.
В этом прекрасно обустроенном особняке Елизавета Ивановна жила с семьей. С ней жила ее дочь, вышедшая замуж за Григория Михайловича Пастухова, заведующего столярно-плотницким цехом машино-судостроительного и литейного завода.
Елизавете Ивановне, взявшей бразды правления в свои руки, сильно преуспеть в делах мужа не удалось. Судостроительный завод близ Данилихи начал приносить убытки, и в десятом году его пришлось закрыть. Затем настали смутные времена: Первая мировая война, революция, хаос, разруха. Повсюду зазвучали непонятные, но грозные слова про ликвидацию кровавого режима, отречение от старого мира и экспроприацию экспроприаторов. Однажды новые хозяева жизни, имевшие привычку громко топать сапогами, пришли к ней в особняк на углу Екатерининской и Сибирской, показали какое-то предписание, заявили, что отныне здесь будет размещен дом санитарного просвещения, и дали десять минут на сборы. Елизавета Ивановна ушла из здания, в чем была, успев забрать с собой лишь рубиновый браслет с бриллиантами – подарок сиятельной особы. Тяжело переживая внезапно свалившуюся бесприютность, она на первых порах ночевала в учрежденном ею же Вдовьем доме. Потом ее попросили и оттуда.
Лето 1918 года Елизавета Ивановна провела на Архиерейском кладбище. Сидела возле могилы мужа, разговаривала с ним, иногда плакала. Порой ей удавалось здесь же и заночевать; впрочем, это случалось редко, поскольку сторож старался не терять бдительности и при случае выговаривал: «Не положено, гражданка!»
Когда приблизилась осень с ее дождями и уральской хмуростью, Елизавета Ивановна попросила кладбищенского привратника организовать уход за могилой мужа, предложив ему в качестве оплаты свой браслет.
Следы Елизаветы Ивановны Любимовой теряются осенью 1918 года. Говорят, что тронувшаяся умом женщина неприкаянно бродила по пермским улицам, подолгу стояла возле решетки Архиерейского кладбища, всматриваясь в могильные холмики. Потом исчезла. Никто не знает, удостоилась ли почетная гражданка города Перми чести быть погребенной и если да, то где находится ее могила. Видимо, ее тело так и не было предано земле – иначе, чем объяснить периодическое появление размытого, мятущегося силуэта в здании на углу Большевистской и Сибирской. Силуэта, в котором угадывается прежняя хозяйка особняка.
Да и муж ее, Иван Иванович Любимов, если и обрел после кончины покой, то ненадолго: в 1933 году Архиерейское кладбище было разорено, могильные плиты выброшены на свалку истории, а на костях именитых горожан поставлен зоосад. С той поры звенящая тишина благороднейшего пермского некрополя непрестанно прерывается криками диких зверей. А потому невнятные тени жителей разрушенного города-призрака, которым мы не даем спать, время от времени возникают в зданиях, которые принадлежали своим хозяевам, бродят по этажам, пугают обывателей скрипом и шорохами. Спросите об этом тамошних сторожей – они подтвердят.
В советские времена бывший дом Любимовой повидал многое. В справочнике «Вся Пермь» за 1925 год есть такие сведения: «На Троцкого, 68 – окружной комитет РКП(б), окружной комитет РЛКСМ, окружная контрольная комиссия при окружкоме РКП(б)...». В справочнике «Город Пермь...» за 1926 год помещена следующая справка: «На улице Троцкого, 68 с 1 сентября 1923 года Добровольное общество МОПР (Международное общество помощи борцам революции, заключенным в тюрьмы) и окружком. При ОКРОНО с 1 февраля 1926 года организовано общество «Долой неграмотность!» (ОДН)».
В 1935 году газета «Звезда» сообщила: «Дом, где сейчас помещается горком ВКП(б), будет реконструирован и превращен во Дворец пионеров и школьников».
С 1952 по 1982 год в этом здании помещался драмтеатр, в 1982-1985 годах дом пережил капитальный ремонт и в ноябре 1987 года здесь справил новоселье Пермский театр юного зрителя.
Современная история старинного особняка связана с жизнью Пермского ТЮЗа.
При подготовке описания использованы фрагментов материалов сайта https://perm.fun