105-ый пикет [TR/31605]
Описание окружающей местности
105-й пикет... Что такое «пикет»? Почему он 105-й? Где он находится, для чего создавался и использовался ранее? Что же с ним в настоящее время? Попробуем ответить на все эти вопросы.
По пути на Ледовую базу встречаются несколько деревянных построек. На высоте около 3000 метров с видом на обсерваторию расположился «95-й пикет», или, как его называют в народе, «сумасшедший дом». Считается, что здесь занимались лечением лёгкой шизофрении и астмы с помощью кислородного голодания. Следующим значимым пунктом будет «105-й пикет» — разрушенная база, служившая перевалочным пунктом для альпинистов, идущих к «Приюту 11» в те времена, когда еще не было системы канатных дорог, начинающихся на поляне Азау, и основной маршрут восхождения на вершины Эльбруса с юга проходил через водопад Девичьи косы, обсерваторию и Ледовую базу. Во время строительства дороги между Терсколом и Ледовой базой вся трасса была разбита на стометровые участки - пикеты. Небольшая горная поляна перед крутым взлетом на Ледовую базу, где находилась 105-я стометровка, получила название - «105-й пикет».
В настоящее время здание 105-го пикета выглядит заброшенным, полуразрушенным, давно не используемым. Лишь стена заброшенного дома, выглядящая как импровизированный музей, в котором собраны различные предметы туризма, альпинизма и просто быта довоенных и военных лет, напоминает о былой значимости и востребованности этого сооружения. И это вполне понятно, т.к. основной поток туристов давно сменил свое направление и, пользуясь благами цивилизации, забрасывается на южные склоны Эльбруса на канатке и ратраках. Лишь редкие группы энтузиастов «чистого», спортивного восхождения выбирают красивый маршрут через 105-й пикет, Ледовую базу и ледник Гарабаши. Но даже эти группы предпочитают останавливаться на ночевку не на 105-ом пикете, а в домике гляциологов близ Ледовой базы, который сохранился гораздо лучше. Гораздо чаще к 105-ому пикету туристы приходят налегке во время акклиматизационного выхода к обсерватории. Ну а самые подготовленные – поднимаются одним днем до самой Ледовой базы.
Ну и напоследок, предлагаю ознакомиться с выдержками из книги Кудинова В.Ф. «Эльбрусская летопись», повествующей об истории эльбрусских восхождений, освоении склонов Эльбруса и развития на нем инфраструктуры.
«Летом 1950 года на Эльбрусе появились еще две научные экспедиции. Одна из них принадлежала Тбилисскому государственному университету. На «Ледовой базе» грузины возвели здание необычайной цилиндрической формы, обитое дюралюминиевыми листами и прозванное «баком», в котором они изучали космические лучи. Там же жили зимовщики. Однако суровый климат и трудности работы в высокогорье не понравились южанам, привыкшим к теплу и солнцу, уже в 1952 году они перебазировались в Тегенекли, где и продолжали свои исследования на высоте 1600 метров.
Другая экспедиция принадлежала Институту физиологии имени Богомольца Академии наук Украинской ССР. Следует вспомнить, что еще в 1929 - 1934 годах на Эльбрусе проводили эксперименты экспедиции Казанского госуниверситета, возглавляемые профессором Николаем Николаевичем Сиротининым, они изучали горную болезнь, а также изменения нервной системы под влиянием факторов высокогорья. В 1935 - 1940 годах исследования того же профиля осуществляла экспедиция Академии наук УССР под его же руководством. Вместе со своими сотрудниками Сиротинин неоднократно поднимался на обе вершины Эльбруса, где провел серию научных опытов.
В 1950-1952 годах научная группа Института физиологии вела исследования по расширенной программе совместно с экспедицией Геофизического института Академии наук СССР. Начиная с 1953 года. Институт физиологии имени Богомольца организовал свою собственную экспедицию. Она осуществила серию систематических научных исследований под руководством действительного члена Академии медицинских наук СССР профессора Сиротинина.
Украинские физиологи добились положительных результатов в опытах по лечению кислородным голоданием болезней легкой шизофрении и астмы. «Сиротининцы», как любовно прозвали сотрудников украинской экспедиции, еще в 1952 году начали монтаж сборных домиков на разных высотах.
Основную базу они построили в Баксанском ущелье невдалеке от поселка Терскол, вторую на «Новом Кругозоре» и третью в районе «105-го пикета» (Во время строительства автодороги между Терсколом и «Ледовой базой» вся трасса была разбита на стометровые участки - пикеты. Небольшая горная поляна перед крутым взлетом на «Ледовую», где находилась 105-я стометровка, носит название - «105-й пикет»). В 1960 году дом физиологов вырос и на «Ледовой базе». С тех пор летом на базах появляются «сиротининцы» вместе с подопытным «зоологическим садом!» Своим присутствием они вносят оживление в однообразную жизнь постоянных «жителей» Эльбруса.»…
«В начале 1960 года стало известно, что туристы, следующие по недавно открытому всесоюзному маршруту из Нальчика к Черному морю, будут на три дня заходить на «Приют одиннадцати» для ознакомления с высокогорным Кавказом и Эльбрусом. Возникла острая необходимость в промежуточном ночлеге между Тегенекли и «Приютом одиннадцати», ведь впервые попавшим в горы очень трудно (и почти невозможно), за один ходовой день преодолеть такое расстояние, с большим набором высоты и крутыми, почти непрерывными, подъемами.
Для этой цели временно использовали пустующий домик украинской экспедиции, находившийся на «105-м пикете» у начала крутого и в первую половину лета снежного подъема на «Ледовую базу».
Вокруг здания вырос палаточный городок, состоящий из маленьких «памирок», в которых размещались мужчины, а «прекрасному полу» любезно предоставлялся в распоряжение дом с настоящей крышей. Там же находился прокатный пункт высокогорных ботинок на триконях и штормовых костюмов, без них дальнейший путь на «Приют одиннадцати» по снежным склонам, ледникам и фирновым полям был невозможен.
15 июня этот маленький, затерянный высоко в горах лагерь принял первых посетителей - туристов 46-го Черноморского маршрута.
В горах новости распространяются быстро - их разносят многочисленные и вездесущие туристы. Так же случилось и с лагерем на «105-м пикете» - весть о том, что там можно переночевать, быстро распространилась по Баксанскому ущелью. В одиночку и группами приходили на «турбазу» (так называли этот палаточный лагерь) и скоро ее переполнили. Пришлось срочно добывать новые палатки, но все равно их было маловато, и туристы чувствовали себя в них стесненно. Однако, предвкушая прелесть скорого путешествия на Эльбрус и, конечно, посещения «отеля над облаками», о котором многие знали только по рассказам да фотографиям, приходилось мириться с теснотой и неудобствами.»…
«Еще в 1960 году стало очевидной необходимость постройки на «105-м пикете» небольшой базы для потока туристов, идущих на «Приют одиннадцати». Нельзя было в дальнейшем рассчитывать на чужой дом, из которого могли в любое время «попросить» приехавшие для работ украинские физиологи. А снова устанавливать палатки, не создавая никаких, даже самых примитивных бытовых условий, в дальнейшем стало невозможным.
Удалось приобрести два стандартных деревянных дома и все необходимое для постройки небольшой промежуточной турбазы, которую предполагалось открыть уже в первых числах июля.
Начало сезона 1961 года все-таки снова пришлось встречать в домике «сиротининцев» и в палатках. Лишь в начале июля здание было готово и в дальнейшем служило туристам и альпинистам надежным пристанищем.
Два дома соединили в одно здание с большой общей комнатой, рассчитанной на пятьдесят человек, кладовой и небольшой комнатой для сотрудников. Изменив конструкцию крыши, удалось построить мансарду, в которой можно было установить еще пятнадцать кроватей.»…
«Осенью 1961 года удалось договориться с Высокогорным геофизическим институтом (ВГИ), сменившим к тому времени Эльбрусскую экспедицию АН СССР, и подключить базу «105-й пикет» к его ведомственной линии электропередач, ведущей из Терскола на «Ледовую базу». В помещениях загорелось электричество и заработало радио.»…
Кудинов В.Ф. "Эльбрусская летопись"







