Описание окружающей местности

«Стучит волна в прибрежные утесы,

Ей не забыть кровавых дней войны,

Снимите шапки. Здесь лежат матросы,

Герои Рубановской стороны».

 

80 лет назад, 5 сентября 1942 года немецко-румынские войска, преодолев отчаянное сопротивление последних защитников Таманского полуострова, полностью оккупировали территорию Темрюкского района.

К сентябрю 1942 года,  город Темрюк и восточная часть Таманского полуострова уже были заняты фашистскими войсками. В ночь с 1 на 2 сентября немецкие и румынские войска, в рамках  плана   десантной операции «Блюхер-2»,  несмотря на противодействие советских частей, высаживаются на Таманский полуостров в районе поселка Кучугуры и мыса Ахиллеон. Оборонявшиеся на этих участках советские моряки-артиллеристы 140-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны КВМБ ЧФ, израсходовав  боеприпасы и взорвав орудия,  отступили к берегу Таманского залива к мысу Рубан, где окруженные гитлеровскими подразделениями, приняли свой последний бой. Радиограмма, принятая в штабе Черноморского флота от командира северного сектора береговой обороны Таманского полуострова капитана Панасенко, командовавшего окруженными моряками, утром 4 сентября 1942 года, гласила: «Мы окружены. Идем в атаку. Прощайте товарищи, мы умираем за Родину».  Многие командиры и бойцы 140-го артдивизиона погибли в этом бою, лишь немногие выжили, кто-то, раненым попал  в плен, кого-то спрятали местные жители.

После подавления оставшихся очагов сопротивления, гитлеровские войска полностью занимают территорию Темрюкского района. Начинается период оккупации, длившийся более года.

   Мемориал
О мемориале знают немногие даже давно здесь живущие люди, и тем более еще меньше знакомы с ним туристы.

Чтобы лучше понять трагизм событий, в память о которых воздвигнут этот памятник, стоит обратиться к мемуарам Валериана Мартынова – военного комиссара Керченской военно-морской базы. Вот что он пишет в своей совместной книге с С. Ф. Спаховым «Пролив в огне» (1984) о заключительных боях северного участка обороны Таманского полуострова артиллеристами береговых батарей, которые были отрезаны после высадки немецкого десанта на северном берегу полуострова:

«...Теперь огонь по десанту вели только береговые батареи северного блока ТУСБО [таманский укрепленный сектор береговой обороны] «БС-48», «БС-790» и «БС-533», но, расстреляв свой боезапас и оказавшись отрезанными, они получили приказ командира базы взорвать орудия и отходить к Соленому озеру. На батарее № 48 несколько орудий было выведено из строя артогнем противника. Часть бойцов северных батарей, взорвав орудия, сумела перебраться на косу Чушка и к селению Сенная, откуда катерами ОВР [139] и торпедными катерами они были доставлены в район Соленого озера.

Однако около 200 батарейцев во главе с командиром группы батарей северного блока капитаном А. С. Панасенко оказались в трудном положении.

Как удалось установить позже, капитан А. С. Панасенко повел свою группу на 533-ю батарею, на гору Горелая, где они создали узел сопротивления и заняли круговую оборону. Затем он решил вывести группу к берегу Таманского залива на Рубанову косу — небольшое пространство суши в виде песчаного полуострова, вдававшегося в Таманский залив километра на четыре. В поперечнике этот полуостров имел тоже около четырех километров.

Двигаясь от горы Горелой на юг, к морю, группа бойцов, преследуемая неприятелем, не смогла дойти до берега и была окружена противником. Тогда батарейцы заняли круговую оборону на открытой местности Рубановой косы, примерно в двух километрах от берега Таманского залива и в двух — от села Гаркуша. Здесь и проходил бой моряков-батарейцев, дравшихся в окружении с немецко-фашистскими захватчиками до последнего патрона.

К Рубановой косе и селу Гаркуша по приказанию командования базы неоднократно посылались катера и сейнеры для спасения батарейцев Панасенко. 2 сентября военком северной группы батарей старший политрук В. Городничий, по болезни отсутствовавший во время боя на батареях, по своей инициативе несколько раз ходил на катерах-сейнерах ОВР к Рубановой косе. Ему удалось найти только главстаршину Зеленуху, который сообщил, что Панасенко повел свою группу на 533-ю батарею. Вечером и ночью 3 сентября за людьми группы Панасенко к Рубановой косе ходило несколько торпедных катеров и «охотник». Они направлялись вдоль берегов Рубановой косы и села Гаркуши, некоторые высаживали людей, подавали сигналы огнями, но никого не обнаружили. На поиск своих батарейцев ходил на торпедном катере к Рубановой косе полковой комиссар А. И. Рыжов, но тоже безрезультатно.

Последнее сообщение от капитана А. С. Панасенко по радио открытым текстом было днем 4 сентября: «Северная группа доживает последние часы, трое суток боролись с превосходящим противником, значит, конец нашей жизни на Рубановой косе. Немцы окружили, идем в атаку. Прощайте, товарищи». Эту запись сделал оперативный дежурный КВМБ в журнале боевых действий 4 сентября 1942 года…».

Память о подвиге группы капитана А. С. Панасенко жива и по сей день. Вы можете почтить её и посетить этот мемориал в любое время. Проехать можно и от поселка Берегового и от Гаркуши. Пожалуйста, соблюдайте чистоту и не оставляйте мусор у мемориала.

Источник:https://темрюк-музей.рф/?p=7648&ysclid=lxyhgmq8b710720861

                https://tamagne.ru/fotogalereya/54-memorial-na-rubanovoi-kose/?ysclid=lyfgpqhvjh831369289

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться