Описание окружающей местности

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) — одна из крупнейших сокровищниц искусства в России.

Музей был создан в 1958 году на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР. С 1967 года музей размещается в особняке начала XX века — бывшей резиденции командующего Казанским военным округом генерала А. Г. Сандецкого (ул. Карла Маркса, д. 64). В настоящее время в особняке размещено Главное здание ГМИИ РТ: администрация музея, а также экспозиционные залы зарубежного и русского искусства XVI – начала ХХ веков. Привлекает внимание сохранившаяся вокруг особняка чугунная ограда – один из лучших образцов чебаксинской художественной ковки.

Ныне коллекции музея насчитывают около 25 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Особую ценность представляют памятники древнерусской иконописи второй половины XVI века из Успенского собора г. Свияжска, произведения ранней европейской гравюры XV—XVI веков М. Шонгауэра, А. Дюрера, Луки Лейденского, М. Раймонди, крупнейшее в нашей стране собрание произведений Н.И. Фешина, коллекция живописи и графики И. И. Шишкина.

Казанский музей изобразительных искусств вырос из музейного сообщества, образовавшегося в стенах Казанского университета по инициативе некоторых его преподавателей в конце 19 столетия. Наряду с этнографическим и археологическим музеями, созданными на основе экспедиционных находок, появился и небольшой Музей древностей и изящных искусств. Хотя все эти коллекции еще не были музеями в полном смысле этого слова, а просто хаотичным собранием интересных и ценных произведений искусства.

История Музея неразрывно связана с историей особняка. На одной из центральных исторических улиц Казани - улице К.Маркса(бывш.Грузинская), в 1903 году началось строительство особняка для командующего Казанским военным округом, куда входили все города Поволжья (около ста гарнизонов). В 1907 года на должность командующего был назначен А.Г.Сандецкий, который и поселился в этом роскошном городском дворце с тремя входами. Из парадного входа можно было напрямую пройти в приемную генерала, рядом с которой находился его рабочий кабинет. Сегодня в этих комнатах находятся экспонаты русского искусства. Отсюда имелась отдельная дверь на террасу и в парковую зону. Второй вход предназначался для членов семьи генерала и вел на второй этаж – в жилые покои. Третий вход в особняк находился со стороны двора, на котором были размещены флигель, домики для прислуги, кухня, прачечная, баня, холодильник-ледник для мяса, конюшня. После захвата Казани революционной Красной армией в 1918 году, генерал был арестован, а впоследствии — расстрелян, причем сам командовал казнью. Генеральский особняк перешел к новому советскому командующему тем же Казанским округом - Н.Ершову, имя которого сегодня носит одна из центральных улиц Казани. И в тот период, и во времена последующей за этим Гражданской войны, когда Казань была занята белочехами, особняк подвергался разорению и грабежам. После прочного установления советской власти, в середине 20-х годов особняк Сандецкого, находящийся на окраине города, был превращен в туберкулезный санаторий, летняя терраса стала солярием, а во дворе особняка был установлен морг. Для лучшей санобработки помещений были сняты шелковые обои, люстры, многие детали лепнины. Интересно, что около этой туберкулезной больницы проходили детские годы будущего писателя В.Аксенова (он жил в коммуналке напротив). Так вот в своих воспоминаниях он упоминает больничный двор в связи с тем, что там закопал тетрадь со своими первыми неудачными любовными стихами. А со своим другом Р.Кутуем (сыном татарского писателя) они как-то спилили с ограды две чугунные розочки на подарки девочкам к 8 марта.

К середине 60-х годов особняк оказался уже в центре разросшейся Казани и поэтому туберкулезный санаторий переместили в другое место, а освободившееся здание решили приспособить под городской музей изобразительного искусства, коллекции которого уже требовали к этому времени новых площадей. Чтобы избавиться от источника заражения – туберкулезной палочки – была проведена дезинфекция, во время которой ликвидировались многие камины и часть лепных украшений, перемещенных на чердак. Кроме того, три года особняк стоял на карантине.

В сегодняшней Казани особняк Сандецкого является одним из красивейших зданий города начала 20 века. Его авторство приписывалось нескольким казанским архитекторам, в том числе и К.Мюфке, но скорее всего для постройки был использован просто адаптированный типовой проект дворцовых строений, применяемый во многих городах России в тот период. Внешний вид дворца сохранился практически в первоначальном виде, несмотря на все превратности судьбы. А его внутреннее содержание притягивает к себе многочисленных туристов и самих казанцев всегда. Ведь здесь можно увидеть великолепные постоянные и временные экспозиции самых известных отечественных художников.

Кроме музейных экспонатов интересно осмотреть и само здание. После недавней реставрации интерьеры залов выглядят обновленными и нарядными. Здесь интересно увидеть восстановленные изразцовые печи и новую систему освещения. Все здесь очень современно и достойно тех замечательных экспонатов, которые закреплены на стенах с помощью надежной подвесной японской системы.

При создании описания использовались материалы сайта: russo-travel.ru

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться