Министр путей сообщения, князь Хилков М.И. [VI/31495]
Описание окружающей местности
Михаил Иванович Хилков (05 декабря 1843 г. - 8 марта 1909 г.);
Будущий министр путей сообщения и крупный государственный деятель, он был незауряден с малых лет. В 14-летнем возрасте он поступил в Петербургский Пажеский корпус — престижное и старейшее учебное заведение. Спустя четыре года выпускник М.И. Хилков получил чин прапорщика и начал служить в лейб-гвардии егерском полку. После 5 лет армейской службы перешел на работу в Министерство иностранных дел, много путешествовал по Европе и Америке. В 1864 г. М.И. Хилков, неожиданно для многих, оформился простым рабочим в англо-американскую компанию, сооружавшую Трансатлантическую железную дорогу в Южной Америке. Через некоторое время он стал начальником службы подвижного состава и тяги этой дороги, но вскоре переехал в Англию, где около года проработал слесарем на паровозостроительном заводе в Ливерпуле.
Накопленный опыт в строительстве железных дорог и паровозостроении позволил М.И. Хилкову занимать руководящие должности на железных дорогах России. Он работал начальником службы подвижного состава и тяги Курско-Киевской, а затем Московско-Рязанской дорог.
В 1880 г. Михаил Иванович руководит строительством ветки Закаспийской дороги — первой в мире в зоне пустыни и подвижных песков. По окончании строительства он был назначен ее управляющим. В 1882 г. по приглашению болгарского правительства он занял в этой стране пост министра общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. В
1885 г. вернулся в Россию и был назначен главным инспектором железных дорог, а 4 января 1895 г. — министром путей сообщения.
За 10 лет пребывания его на этом посту (с 1895 по 1905 гг.) протяженность железных дорог России выросла с 35 до 60 тысяч километров, а их грузооборот удвоился. Ежегодно строилось около 2,5 тысячи километров железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период) и около 500 км шоссейных дорог. Хилков блестяще организовал работы по сооружению Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Грандиозные работы были развернуты на Транссибирской магистрали. Он много раз выезжал в Сибирь, где оперативно решал проблемы строительства.
Для более оперативной доставки паровозов, вагонов и грузов на Забайкальскую дорогу и КВЖД М.И. Хилков принял неординарное решение об укладке временного рельсового пути по льду озера Байкал (Кругобайкальская дорога еще только строилась). За период с 17 февраля по 14 марта 1904 г. по ледовому пути было переправлено 2300 товарных, 25 пассажирских вагонов и 65 паровозов.
Английская газета «Таймс» опубликовала статью своего военного корреспондента о деятельности министра путей сообщения. «Хилков не только знал, что делать, и, редчайшее дарование, он знал — как делать, при нем железная дорога с самого начала доказала свою эффективность, а ее служащие компетентность... Если и был человек в России, способный более, чем другой, помочь своей стране избежать военной катастрофы, то это был именно князь Хилков».
Несмотря на огромную занятость, Михаил Иванович внимательно следил за новейшими достижениями транспортной техники, особенно в области электрической тяги. При МПС была создана специальная комиссия, занимавшаяся применением электрической тяги на железных дорогах, шоссейных и водных путях, которая рассмотрела и дала положительную оценку целому ряду оригинальных проектов отечественных инженеров.
Среди них — проект подвесной электрической дороги Москва — Петербург с невиданной для того времени скоростью электровагонов до 200 км/час. Этот проект был разработан известным электротехником И.В. Романовым. В 1899 г. Романов построил экспериментальную подвесную электрическую железную дорогу в Гатчине, образцы первых отечественных электромобилей и омнибуса на аккумуляторах. В 1902 г. Хилков и члены специальной комиссии присутствовали на испытаниях первого отечественного троллейбуса. Они прошли удачно, и инженер путей сообщения В.И. Шуберский разработал в том же году проект первой в мире междугородной троллейбусной трассы «Новороссийск — Сухум». Однако начавшаяся русско-японская война и революционные события 1905 г. не позволили его реализовать.



