«Партийная касса» или «по ленинским местам» [MS/31454]
Описание окружающей местности
Владимир Ильич Ленин бывал в Горках. Это факт. Тут важно учесть, что Горки были подмосковные, общеизвестные. Про них каждый пионер читал. Но Ленин бывал и в других Горках — усадьбе Переславского уезда, Владимирской губернии, в 160 верстах от Москвы. Тоже факт! Вот об этом любопытном факте и пойдёт речь в исследовании энтузиастов Переславской краеведческой инициативы:
«Верстах в 10 от станции Рязанцево Северных железных дорог находится скромная деревенька и при ней усадьба Горки, раскинувшаяся по живописному скату к речке Шахе, притоку р. Нерли Клязьменской. Прежде Горки были разнопоместной деревней, но за несколько лет до раскрепощения крестьян (в 1853 г.) единственной владелицей её стала поручица Варвара Алексеевна Скиадан. Её наследники, после освобождения крестьян от крепостной зависимости, как и большинство дворянства, оказались неспособными к трудовой эксплуатации имения и скоро продали его другим дворянам Виговским, но те продержались тоже не долго и в 1880 г. имение перешло к Александру Алексеевичу Ганшину, юрьевскому купцу, торговавшему мануфактурой в Юрьеве-Польском и в Москве.
В противоположность вымиравшему дворянству новый владелец Горок, выбившийся в люди из бедных юрьевских мещан своим трудом и энергией, был человек другой формации. В Юрьеве у него была так называемая «раздаточная контора», потом фабрика в Ярославле, — одним словом, это был представитель нарождавшейся буржуазии. Усадьба Горки нужна была ему как промежуточная станция при доставке товара в Москву. В то время ещё железная дорога на Юрьев проведена не была и товар оттуда отправлялся гужем до станции Рязанцево, близ которой находятся Горки. Но вместе с тем А. А. Ганшин стал пользоваться ею как дачей по летам, тем более, что у него было большое семейство и родство, а усадьба представляла все удобства для летнего отдыха.
Обычно тихая зимой, усадьба оживала летом с приездом семьи А. А. Ганшина. Главный состав дачников был подрастающая молодёжь, в начале 90-х годов учившаяся по разным учебным заведениям средним и высшим. Сын владельца, Алексей Александрович (родился в 1869 г.), учась ещё в московском коммерческом училище, читал «Чёрный передел» Плеханова и отличался своими крайне радикальными взглядами. Его сверстники и родственники братья Масляниковы, Владимир и Александр Николаевичи, обычно гостившие по летам в Горках, разделяли его убеждения и входили в только что начинавший нарождаться социал-демократический кружок. Это была революционная молодёжь.
Петербургская группа этого кружка состояла главным образом из студентов технологического института, где учился А. А. Ганшин. Сюда входили, кроме него: Кржижановский, Красин, Старков, Кудрявский, Крупская, Невзоровы и другие. С 1893 г. сюда же вступил Владимир Ильич Ульянов, окончательно переселившийся к тому времени из Самары в СПб. С этого момента начинается знакомство, а затем его дружба с А. А. Ганшиным, продолжавшаяся потом до самой его смерти.
Петербургский кружок под руководством Владимира Ильича быстро стал центром всего марксистского движения в столице, ещё мало известного тогда в русском обществе. Вместо истинного марксизма народники, во главе с Н. К. Михайловским, в «Русском Богатстве» преподносили в искажённом виде реакционные доктрины в защиту мелкой буржуазии. Это так называемый легальный марксизм того времени, против которого страстно боролся петербургский кружок. Владимир Ильич, тогда 24-летний юноша, разгромил своих идейных противников, написав против них большую научную работу: «Что такое «друзья народа» как они воюют против социал-демократов?». Он нанёс этим народничеству страшный удар и выявил вместе с тем в основных чертах программу зарождавшегося пролетарского социализма. Но напечатать эту книгу легально по цензурным условиям того времени было невозможно. Пришлось искать другие способы. Тогда А. А. Ганшин, как самый состоятельным член кружка, предложил издать её тайно на свои средства во время каникул. Предложение было принято. Местом для работы избрали имение моего отца «Горки» Переславского уезда, Владимирской губернии, в 160 верстах от Москвы.
В связи с этим делом, — по воспоминаниям А. А. Ганшина, — приезжал сюда автор печатавшейся рукописи, проживавший это лето под Москвой у своей сестры А. И. Елизаровой в Люблине на даче. Было это два-три раза в августе и самом начале сентября, когда в Горках старших членов семьи Ганшиных не было, а оставалась одна революционная молодёжь. Эти поездки совершались в строгой тайне, причём выезжал на станцию железной дороги за гостем обычно сам Алексей Александрович и сам же его отвозил. В один из этих приездов, — помнит А. А., — был проливной дождь, вымочивший их до нитки.
Своего гостя он помещал в охотничьем домике и тщательно скрывал его пребывание от посторонних. Несмотря на любовь Владимира Ильича к охоте и странствованию по новым местам, дальше парка показываться было опасно. Там в одной из аллей был укромный уголок, где на скамеечке любила собираться молодёжь. Туда-то, подальше от нескромных глаз, А. А. уводил своего гостя. Это было необходимо. Как ни предупредительно было отношение местной полиции к владельцу имения, нужно было остерегаться её: на молодёжь она косилась и держала её на дурном счету».
А потом была революция и вождя мирового пролетариата закрутили события уже планетарного масштаба. «Его ждали другие Горки, подмосковная усадьба, ставшая местом его болезни и кончины. И обычно все знают эти Горки, сыгравшие роковую роль в жизни великого вождя революции, но мало кому известно о Переславских Горках. Между тем его пребывание здесь в 1894 г. достоверный исторический факт, хотя и затуманенный местными легендами и россказнями».
Теперь и у вас есть возможность оказаться в неочевидных «ленинских местах» и проверить — а не там ли хранилась пресловутая «партийная касса»?
Несколько ссылок в помощь изучающим наследие вождя мировой революции:
Переславская краеведческая инициатива — PDF
Группа музея «УСАДЬБА ГАНШИНЫХ»