Жабо-Къала - замок людоеда [TR/31324]
Описание окружающей местности
Крепость-замок Жабо-Къала историки относят к XIV-ХV вв. С высоты его стен просматривается почти все Холамо-Безенгийское ущелье. Цитадель Жабо-Къала была призвана охранять горцев от внешних врагов. Защитники крепости, располагая запасами воды и продовольствия, были способны держать глухую оборону длительное время.
По мнению историков, замок был двухэтажным и строился в несколько этапов. Вначале было возведено двухэтажное центральное сооружение. Удлинённые внутренние помещения предназначались для жилья. Свидетельствуют об этом обнаруженные здесь яма-хранилище вдоль северной стены, лежаки, различные ниши. Общая площадь всего замка превышает 80 кв.м.
«Из монументальных памятников средневекового зодчества Кабардино- Балкарии – это одно из самых уникальных сооружений с усовершенствованной планировкой» - восторженно писал историк Исмаил Мизиев.
Существует легенда по которой богатырь Чолур, построивший замок, узнал в брате одной из своих невесток
Название объекта состоит из слова къала, разные вариации которого в тюркских языках обозначают замок, башню, крепость и другие высотные защитные сооружения, и именного префикса Жабо, бывшего некогда именем женщины. Вот это первое Ж в разных долинах Балкарии и Карачая (язык там и там общий) может читаться немного по-разному: где-то как Дж, где-то как Ж.
Женщина по имени Жабо из рода князей Бийкановых была невесткой богатыря Чолура, который построил в ущелье замок (будущий Жабо Къала) и обложил местных жителей данью. Неприятность заключалась в том, что брат другой невестки Чолура незадолго до того, как был построен этот самый замок, выступил против Чолура в Баксанском ущелье, где у того был первый замок - в селе Былым, был разрушен до основания.
В общем, однажды Чолур узнал своего кровника. И кабардинский князь, будучи в гостях в крепости, был убит Чолуром. Из князя сварили суп, который в казане отправили его родителям. Посланный на месть отряд кабардинцев пришёл уже в опустевший замок.
Но если оставить в стороне вопрос людоедства, остаётся не менее неприятная вещь - Чолур нарушил один из основных законов гор, закон гостеприимства.
По другой версии этой страшной сказки, Чолур накормил супом из одного родственника своей невестки другого её родственника, пришедшего в гости, и тому, второму родственнику в супе попался палец.
Когда карательный отряд, обыскав замок и никого не найдя, ушёл, Жабо вылезла и всё-таки убежала. Она добралась до дома, и её отец смог защитить её от кабардинцев. Вскоре Жабо родила сына. Чтобы кабардинцы не мстили ему, она дала сыну в качестве фамилии своё имя - он стал Жабоевым.
В итоге Жабоев вернулся в замок, в котором был зачат, наладил быт - ну, и замок стал называться по его имени. Или фамилии. Сами понимаете, "-ев" - это от русских. Исконно у тюрков (а балкарцы - натуральные тюрки) никаких таких окончаний при фамилиях не было. Спросите у турков. Так что был наш герой просто Жабо, как и его мама.







