Описание окружающей местности

Кулундунский магистральный канал представляет собой одну из крупнейших оросительных систем в бывшем Советском Союзе. Начинаясь от реки Обь, канал проходит в Кулундинскую степь, его протяженность – 182 км и он нес воду на поля в засушливые степи Алтая

Кулундинский оросительный канал строили в советское время: с 1973 по 1983 год. Он протянулся на 182 км от реки Обь у города Камень-на-Оби по территории пяти районов Алтайского края: Каменского, Тюменцевского, Баевского, Благовещенского и Родинского районов. Изначально проект предусматривал строительство канала общей длиной в 300 км, но позже размеры сократили. Когда сооружали искусственное русло, многие недоумевали, отчего такое название? Ведь канал направлялся вовсе не в Кулунду, а сначала от Камня-на-Оби в сторону Барнаула и только потом поворачивал в степь. В Кулундинский район, к будущему Златопольскому орошаемому массиву, водная магистраль должна была быть продлена еще на 120 километров, однако этого так и не случилось.

Недалеко от Камня-на-Оби безо всякой плотины из живого русла Оби насосной станцией забирали по пять кубометров воды в секунду. Через 25 километров построили вторую станцию с той же производительностью, от которой вода шла самотеком до Родинского района. Кроме того, было запроектировано два опытно-производственных массива орошения по десять тысяч гектаров каждый. Мелиоративная система состояла из главной магистрали канала, насосных станций и малых каналов, отходящих в поля. Вода на поля поступала через специальные оросительные установки. В советское время, почти все поля в районе орошались благодаря воде из канала. Отсюда отходили трубы на поля для оросительных систем на поля. Канал для местных жителей был местом отдыха, рыбалки, спасения от зноя.

Природа распорядилась так, что если на востоке Алтайского края много поверхностных вод, то на западе - подземных: одиннадцать водоносных горизонтов глубиной до 800 метров. За их счет орошалось порядка 100 тысяч гектаров. Но и этого было мало. К тому же ограниченный запас подземных вод требовал искать возможности орошения из поверхностных источников. Чтобы оросить большие территории Кулундинской степи, приняли решение построить Кулундинский магистральный канал, который поначалу задумывался как опытный, экспериментальный. Но уже тогда было ясно, что объект, как для эксперимента, так и для его финансирования - великоват. В конце концов, это не бумажный макет в масштабе. Хотя есть мнения, что проект закрылся, потому что на него могло попросту не хватить воды. Если предполагаемая мощность канала, а это 395 млн. кубометров в год, стала бы реальностью, то за 25 лет возможной работы, за сотни верст по каналу перегнали бы почти десять миллиардов кубометров воды.

Инициатором проекта перекачки обской воды за сотни верст был тогдашний руководитель Алтайского края Николай Аксенов. Особых противников перекачки на момент осуществления проекта практически не было. Правда и существование иных точек зрения на возможности орошения Алтайских земель отрицать нельзя. В частности некоторые сотрудники «Алтайгипроводхоза», утверждали, что Кулундинской степи канал не нужен, а до полумиллиона гектаров земель можно орошать и за счет подземных вод, которые к тому же располагаются в нескольких водоносных горизонтах.
Что касается настоящего времени, то Кулундинская земля по большей степени орошается не каналом или подземными водами, а, как и раньше – дождеванием и за счет местного стока, это приблизительно 9% краевого объема поверхностного стока. Как рассказали работники сельхоз предприятий разных районов, воду на поля фермеры в основном получают из пробуренных скважин, что намного дешевле участия в содержании целого канала. А на полях в основном используется оросительная техника еще советских времен, новая покупается редко.

Сам канал прокладывали в основном по песчаным почвам, которые, как известно, впитывают воду, а это грозит фильтрацией оросительных вод. Проектировщики института «Ленгипроводхоз» настаивали на том, чтобы 80 километров русла канала одеть в противофильтрационный экран из полиэтиленовой пленки с метровым защитным слоем из грунта, которого по документам, за две полные пятилетки, потраченные на сооружение канала, было вынуто и перемещено около 45 миллионов кубометров. Но пленкой выстлали только 20 километров канала. Да и служит она не более 30 лет, которые уже на исходе.
В результате плохой защиты грунтов, и, в общем, функционирование Кулундинского канала привело к значительному изменению уровня грунтовых вод, что вызвало нарушение прилегающих геосистем. Основные изменения произошли в пределах местности: резко возрос уровень озер, произошло уменьшение площади, занятой солонцово-солончаковыми комплексами и осиново-березовыми лесами. Размеры крупных низинных болот сократились, но сильно увеличилось число участков локального заболачивания - сейчас во многих местах идет заболачивание земель. Также идет подтопление населенных пунктов. Избежать негатива мог бы дренаж, однако на Кулундинском магистральном канале он был применен «по аналогу» - как на Украине или в Средней Азии. В то время все делали по аналогам, а при строительстве канала забыли обратить внимание на разницу почв, и совершенно иные водоносные слои, нежели чем на Алтае.

Справедливости ради надо сказать, что не состояться каналу способствовали не только экспериментальное строительство экспериментального проекта, но и высокие тарифы за пользование электроэнергией для подачи воды на поля. Не меньший вред нанесен руками и тех, для кого собственно старались, а именно откровенное воровство техники и оборудования. Видимо в то время, сельский народ почувствовал острую необходимость в гидронасосах. По инерции растащили заводы железобетонных изделий «Алтайводмелиорации» в Поспелихе и в Камне-на-Оби, которые могли выпускать продукцию не только для водохозяйственного строительства, но и для сельского хозяйства. Такая же участь постигла завод по ремонту тяжелой мелиоративной техники, располагавшийся в поселке Новосиликатный. Исчезли и тысячи километров алюминиевых мелиоративных труб, которые наверняка стали «цветным металлом». Растащили силовые и насосные установки, поливальные машины… болтики, винтики, шпунтики. Кулундинский магистральный канал стал достоянием народа и примерно с середины 2000-х годов канал стал приходить в упадок. Воду на отдаленных участках спустили. Там, где вода осталась - берега заболачивались, зарастали кустарником и деревьями.

В последние годы многие районы Алтайского края, прежде всего степные, все больше ощущают нехватку влаги. Это стало особенно заметно в прошлом году, когда сельское хозяйство региона сильно пострадало от засухи. По словам доктора географических наук, профессора Юрия Винокурова, долгие годы возглавлявшего Институт водных и экологических проблем СО РАН, не только на Алтае, но и во всей зоне рискованного земледелия в России наступает цикл уменьшения общей увлажненности, а это приведет к серьезным засушливым явлениям. К такому естественному природному процессу нужно готовиться уже сейчас. Неудивительно, что на Алтае вновь заговорили о возрождении мелиорации.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться